14.04.2012

Перебор: в течение девяти дней в Сибири прошли пять региональных туристских выставок

Автор: admin

Несогласованность календаря сибирских туристских экспо-мероприятий давно уже стала притчей во языцех. Однако, то, что происходит в этом апреле, выходит за рамки здравого смысла. В девятидневный промежуток, с 29 марта по 6 апреля, уложились пять региональных выставок. При этом организаторы большинства из них претендуют на позиции отраслевых лидеров. В итоге дезориентированными оказались не только участники регионального туррынка, но и их потенциальные партнёры и даже туристские администрации сибирских регионов.

Сезон региональных туристских выставок практически синхронно открыли иркутский «Байкалтур» (29 марта) и барнаульский «АлтайТур. АлтайКурорт» (30 марта). Неделей позже, 5 апреля, начали работу красноярский «Енисей» и «осколок» новосибирского «Турсиба» — выставка «Сибэкспотур», организованная бывшей командой «Турсиба» на его старой площадке. В завершение регионального марафона 6 апреля в Кызыле открылся II международный форум «Тува: перекрёсток дорог и культур».

Мотивация выбора сроков проведения мероприятий у их организаторов различна. Если «Енисей» прошёл в уже привычные для красноярцев даты, то иркутские коллеги, «подвигаясь» к соседям, преследовали цель предоставить потенциальным участникам обеих выставок возможность организовать своеобразный «межрегиональный транзит». У организаторов «Сибэкспотура» особого выбора не было, и они банально встали в график с недельным опережением «Турсиба», который стартует 12 апреля. На ближайших географических соседей ориентировались и в Барнауле.

Ни на одной из региональных площадок не удалось собрать более или менее представительную экспозицию по внутреннему туризму в Сибири.

В итоге возникла парадоксальная ситуация. Все сибирские экспо-мероприятия первой половины апреля, за исключением новосибирского «Сибэкспотура», заручившись поддержкой местных властей, как минимум на уровне деклараций были ориентированы на продвижение туристского потенциала своих регионов. Команда «Сибэкспотура», уже не обладая прежними ресурсами, по инерции предприняла попытку сделать «главную выставку Сибири», пытаясь привлечь в экспоненты всех, имеющих хоть какое-то отношение к туризму. Впрочем, сделав ставку на цифры, в универсальный формат «ушли» практически все организаторы региональных турвыставок. Поэтому и отчеты о количестве участников звучат по-советски оптимистично: «Байкалтур» заявил о 100 экспонентах, «АлтайТур. АлтайКурорт» — о 200 представленных на выставке организациях, а «Енисей» вкупе с сопутствующими «Миром спорта. Охотой. Рыбалкой» и форумом гостеприимства HoReCa – более чем о 300. Тем не менее, ни на одной из площадок не удалось собрать более или менее представительную экспозицию по внутреннему туризму в Сибири. Большинство участников регионального рынка либо сосредоточились на «своём» мероприятии, либо проигнорировали и его.

Сама методология подсчёта экспонентов вызывает вопросы. В каталоге любой региональной выставке в немалом количестве представлены организации, чьё отношение к турбизнесу можно считать достаточно условным. А сами показатели раздуты за счёт включения в число экспонентов компаний, принимающих заочное участие в мероприятии, проводящих в его рамках семинары и презентации или просто разместивших рекламу в каталоге выставки. Всё это в конечном итоге серьёзно затрудняет проблему выбора экспо-мероприятия для внешних организаций, заинтересованных в сотрудничестве с субъектами регионального рынка. Решение проблемы лежит на поверхности. Ещё в 2007 году РОСТ Сибири предложил ввести систему добровольной аккредитации региональных туристских выставок, предполагавшую предоставление организаторами информации о структуре экспонентов и посетителей мероприятия, а также общественный аудит полученной информации. Своеобразным «пряником» для выставочников должно стать формирование и продвижение единого календаря туристских экспо-мероприятий, составленного по итогам добровольного анкетирования. По понятным причинам эта инициатива отклика у организаторов не нашла, как не нашла она поддержки и в Российском Союзе Туриндустрии, отдавшем предпочтение сохранению лояльных отношений с региональными турадминистрациями, как правило, активно поддерживающими местные проекты.

Однако такой протекционизм имеет оборотную сторону медали. Намерение представить свой продукт на «своей» выставке целесообразно только в формате клиентских ярмарок, а в заявленном варианте отраслевых выставок ведёт к локализации и сегментированию региональных продуктов. Особенно контрастно эта тенденция выглядит на фоне усилий, предпринимаемых Координационным советом по туризму Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по формированию и продвижению единого туристского бренда «Сибирь» на зарубежные рынки. При этом не стоит забывать, что более 90% региональных турпотоков формируются именно на территории сибирских регионов.

Апрель — 2012 показал, что и туристские администрации объективно вынуждены ограничиваться «своим полем». Только «Енисею», благодаря проведению в рамках выставки очередного заседания Координационного совета по туризму МАСС, удалось собрать на своей площадке руководителей туристских администраций восьми сибирских регионов. Однако далеко не все эти территории были представлены в экспозиции красноярской выставки. Как ни странно, но самый высокий официальный статус обеспечил себе не претендующий на отраслевое лидерство тувинский форум. Здесь для подписание соглашения о совместном продвижении туристского потенциала территорий собрались главы четырёх сибирских регионов: республик Алтай, Хакасия и Тува и Красноярского края.

Самый высокий официальный статус обеспечил себе не претендующий на отраслевое лидерство тувинский форум. Здесь для подписания соглашения о совместном продвижении туристского потенциала территорий собрались главы четырёх сибирских регионов.

Решить проблему спроса на представленные турпродукты организаторы пытаются традиционными методами. Так, барнаульский «Алтай-тур» второй год реализует программу Hosted Buyers для специалистов региональных турагентств. Однако, по отзывам как экспонентов, так и участников программы, её эффективность была бы значительно выше, если бы организаторам удалось разделить профессиональные и клиентские потоки. Новосибирский «Сибэкспотур» сделал ставку на бесплатный подвоз профессиональных посетителей из городов региона, спонсором которого выступил один из федеральных операторов по выездному туризму, и новацию (!) – созыв на площадке выставки Всесибирского съезда турассоциаций. Однако уже во второй день работы «Сибэкспотура» найти на ней профессионального посетителя было большой удачей.

Концептуальная неопределённость региональных выставок ведёт к тому, что их эффективность в продвижении местных турпродуктов приближается к нулю. В стремлении «обеспечить» экспозицию организаторы, как правило, забывают о второй составляющей выставочных бизнес-процессов – целевой аудитории. Объединение на одной площадке представителей принципиально разных сегментов бизнеса, манипулирование со статистикой, календарная неразбериха ведут к тому, что потенциальная целевая аудитория мероприятия оказывается дезорганизованной. А не объяснив потенциальному партнёру, что он может найти на выставке, сложно рассчитывать на то, что тот станет возвратным клиентом.