16.05.2012

Домашние гостиницы: не клиенты, а гости

Автор: admin

При грамотном ведении дел содержание домашней гостиницы может стать довольно выгодным бизнесом.

Уют, гостеприимство хозяев, знакомство с местным бытом – одни из характерных черт небольших частных гостиниц, которые в последнее время стали так популярны среди русских и зарубежных туристов.

Большинство гостиных дворов на Байкале вмещают до 30 человек. Постояльцы гостят либо в маленьких домиках по 2-4 человека, либо в одной из комнат единственного дома. Обычно туда едут отдыхать с семьей, кругом друзей или коллег. Этим летом спрос на такой вид отдыха вырос. «В связи с кризисом многие люди переориентировались на более экономичный летний отдых. В этом случае домашняя гостиница – идеальный вариант, — сообщила Сибновостям хозяйка гостиницы «Байкальский плес» Гала Сибирякова. Клиенты для нее – это гости. Хозяйка сама встречает, размещает постояльцев, интересуется, что они хотят на обед, ведь в гостинице не заведено определенного меню. Именно в таком обращении секрет успеха владельца гостиного двора, полагает Г. Сибирякова.

Как и в любом бизнесе, на начальных порах приходится нелегко. Владельцы малых гостиниц на Байкале признаются, что в первые два года о серьезной прибыли не может быть и речи. Хозяйка гостиницы «У Иваныча» Екатерина Круш рассказала Сибновостям, что на рентабельность удалось выйти только к третьему году, хотя до сих пор приходится выплачивать некоторые кредиты. Но по крайней мере, она уже может позволить себе вложения в рекламу и в усовершенствование гостиницы в техническом плане. В большинстве случаев затраты полностью окупаются к пятому году, тогда этот бизнес становится выгодным, отмечает Е. Круш.

Основные затраты приходятся на продукты питания (дорого обходится их транспортировка, как, например, в случае с «Байкальским плесом», который расположен на острове Ольхон) и на электроэнергию. Также существенную часть затрат занимают топливо и уход за помещениями, ведь дома в гостиницах деревянные — они требуют постоянных реконструкций, достроек. Что касается обслуживающего персонала: его, если и набирают, то только по минимуму — повар и несколько горничных. Рекламой и бухгалтерией обычно занимаются сами хозяева.

При организации такого бизнеса проблемой могут стать отношения с государственными органами. Владельцы домашних гостиниц называют официальное оформление хождением по мукам: собрать все документы, обратиться в нужные инстанции, причем не раз, — все это займет не один день. «Усложняет дело некомпетентность людей, которая приводит к затяжному решению вопросов», — отмечает Екатерина Круш. Большой проблемой является также неинформированность — хозяевам приходится подолгу обращаться в одно и то же место, чтобы получить нужную информацию. «Поддержки малого бизнеса нет никакой, — считает Гала Сибирякова, — мало кто знает, например, о возможности предоставления бесплатной консультации бухгалтера». В свою очередь, со стороны представителей органов власти можно услышать фразу: незнание не освобождает от ответственности. Это самое распространенное объяснение при выписке различных штрафов.

Не стоит забывать и о конкуренции. Хотя и ее можно обратить в плюс для себя. «Конкуренция заставляет думать, искать новые решения, постоянно работать над усовершенствованием», — считает хозяин гостиницы «Лоцман» Юрий Берсанов. А некоторые предпочитают даже сотрудничать с конкурентами. Например, хозяева гостиниц на Ольхоне отправляют своих клиентов к коллегам на экскурсии (прогулку на катере или на встречу с шаманом), если сами подобные услуги не оказывают.

Экскурсии, организация свободного времени туристов — тоже забота хозяев домашних гостиниц. В Листвянке гостям предлагают посетить музеи или прогуляться по озеру на яхте. На восточном берегу озера Байкал, возле северного мыса залива Провал (гостиница «У Иваныча»), постояльцы могут съездить за 140 км в Посольский монастырь, побывать на горячих источниках, воспользоваться рыбацким лагерем. На Ольхоне существует большое количество пешеходных и автомобильных маршрутов с посещением живописных мест острова. Хозяева предлагают экскурсии, в зависимости от месторасположения гостиницы и своих возможностей.

Домашние гостиницы на Байкале развиваются — обзаводятся банями, бассейнами, вкладываются в новые постройки, новые проекты. Так, в этом году Гала Сибирякова рассчитывает в сотрудничестве с московским офисом Гринписа открыть музей экологии и краеведения.

При грамотном ведении дел содержание домашней гостиницы может стать довольно выгодным бизнесом. Главное, следует помнить, что люди от проживания в такой гостинице ждут не шикарного сервиса и ресторанного питания, а домашней теплоты и радушия хозяев. «Мы не обслуживаем туристов, а принимаем гостей», — подчеркивает хозяйка «Байкальского плеса». И эта фраза может служить девизом для всех владельцев частных гостиниц и для тех, кто решится им стать.

РИА «Сибирские новости»