28.04.2021

Про благие намерения и дорогу в ад

Автор: Discover Baikal

Как известно, в конце 2020 года в сфере заповедного дела произошло знаковое событие – был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части определения правового режима земельных участков в границах населенных пунктов в национальных парках). Процесс подготовки и прохождения данного законопроекта шёл более, чем сложно, при этом имея огромный резонанс. И, в конечном итоге:

— потерпело фиаско ярко выраженное желание весомых лоббистов узаконить процедуру «вырезания» земельных участков из состава национальных парков;

— наконец-то приняты поправки в 4 федеральных закона, снимающие существенные ограничения и административные барьеры, не имеющие значимого природоохранного значения, но при этом годами отравляющие жизнь граждан, проживающих в населённых пунктах на территориях национальных парков (и не только), осложняющих работу органов местного самоуправления и тем самым — создающих социальную напряжённость и дискредитирующих идеи территориальной охраны природы в глазах местного населения.

Всё это было оценено значительной частью экспертного сообщества как ярко выраженный успех: теперь есть дополнительные гарантии, что национальные парки сохранят свою территориальную целостность, а нарастающее же в последние годы негативное отношение местного население к ним пойдёт на спад. Указанным законопроектом была также внесена поправка в Федеральный закон «Об ООПТ», устанавливающая, что Перечень видов социально-экономической деятельности на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, и порядок такого согласования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ну, всё верно, теперь ждём разумного решения и по данному вопросу.

И тут, как говорится – х..к, вы слушаете «Маяк»…

Минприроды России подготовило и разместило на официальном сайте regulation.gov.ru проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, и о Порядке такого согласования»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=114859

Сам по себе Перечень выглядит солидно – аж 185 пунктов. Кстати, данный проект не предусматривает согласования строительства спортивных сооружений (к примеру — горнолыжные комплексы). Ну, это понятно, это – святое!

Но ещё более солидным выглядит позиция его разработчиков, решивших не париться с тем, что на территориях 23 национальных парков присутствуют населённые пункты (и в них имеют несчастье проживать люди). А ещё населенные пункты есть в охранных зонах ряда национальных парков. Однако никаких исключений на этот счёт проект представленного документа не содержит. И ведь — верно, всё во имя охраны природы, а люди у нас сознательные, должны понять и приноровиться.

Вот некоторые из 185 видов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки и осуществляемые в их границах и в границах их охранных зон, включая и НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ:

Выращивание рассады

Добыча полезных ископаемых, не включенных в другие группировки

Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий

Производство напитков

Распиловка и строгание древесины

Деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области

Строительство жилых и нежилых зданий

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов

Торговля розничная в неспециализированных магазинах

Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах

Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)

Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания

Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания

Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания

Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания

Деятельность по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок

Деятельность столовых и буфетов при предприятиях и учреждениях

Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязненияТехнический осмотр автотранспортных средств

Деятельность ветеринарная для домашних животных

Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг

Вот обрадуются жители городов Переславля-Залесского, Себежа, Кириллова, (да и частично – Москвы, в границах охранной зоны нацпарка «Лосиный остров»), вот зааплодирует население Тункинского района Бурятии (он целиком в границах нацпарка «Тункинский»), вот вдохновятся проживающие в других населенных пунктах на территориях нацпарков и их охранных зон!

Тем более, что ничего сложного-то в этом согласовании и нет. Подумаешь – сдать набор документиков по списку, в том числе этот: материалы об оценке воздействия испрашиваемой социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, подготовленные в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

А вот и сами требования на сей счёт: http://publication.pravo.gov.ru/Doc…/View/0001202104210002

Почитайте их, порадуйтесь за тех, кому посчастливилось в населённых пунктах в границах нацпарков и их охранных зон осуществлять вышеперечисленную деятельность. Да хотя бы за тех, кто добывает в границах населённых пунктов полезные ископаемые (например, питьевую воду из артезианской скважины). За владельцев пекарен, магазинов, аптек, столовых и буфетов, ресторанов и кафе, гостиниц, да и за всех остальных.

Кстати, необходимость представления при согласовании социально-экономической деятельности материалов ОВОС (с учётом вышеприведённых требований) порадует не только тех, кто хозяйствует в населённых пунктах, но и тех, кто это легально делает на остальных территориях нацпарков и их охранных зон. К примеру – тех, кто занимается сельским хозяйством. Да и тех, кто занят «лесоводством и прочей лесохозяйственной деятельностью» — привет органам лесного хозяйства и арендаторам, работающим в охранных зонах парков. И уж тем более — арендаторов закреплённых охотничьих угодий в охранных зонах национальных парков. Или – территориально-соседские общины коренных малочисленных народов (охота, рыболовство, заготовка дикоросов). Но ничего не поделать – охрана природы требует жертв, как говорил М.С. Горбачёв – «экология взяла нас за горло»…

Признаюсь — даже не хватает фантазии придумать ещё что-то, что может (в случае «принятия на вооружение») столь же эффективно обострить отношения национальных парков с социумом, стимулировать развитие общественного движения «народ против национальных парков» и реанимировать идею исключения из состава национальных парков участков их территорий.

Что тут сказать – опрометчиво, очень опрометчиво из отечественного уголовного права исключили понятие «вредительство».

Всеволод Степаницкий