03.05.2007

Ответственный туризм

Автор: Discover Baikal

Понятию «ответственный туризм» уже почти 8 лет. 23 ноября 1997 года в Вероне 11 туристических ассоциаций подписали документ под названием «Манифест ответственного туризма». В документе декларировались основные положения нового стиля путешествий, философия которого заключается в уважительном отношении приезжих к местным культурным традициям и минимизации вреда от туризма для окружающей среды. Такой синтез агро-, этно- и экотуризма подходит тем, кто считает пустой тратой денег и времени вояжи через агентства, кто хочет по-настоящему соприкоснуться с жизнью новой страны, кто не желает ходить проторенными туристическими тропами и потреблять континентальный завтрак в пятизвездочном отеле.

Ответственный турист не приемлет «растительного» существования на закрытой и благоустроенной территории отеля. Ему гораздо интереснее увидеть страну глазами ее коренных жителей. Поэтому международные гостиничные сети никогда не затянут его: он жаждет посмотреть на то, что скрывается за кварталом лощеных отелей – жизнь стран третьего мира в ее блеске и нищете. Снижение популярности крупных гостиниц косвенно весьма благоприятно сказывается на экологической ситуации. Если туристы будут и дальше рассредоточиваться по лачужкам местных жителей, то отпадет необходимость кардинально менять естественный ландшафт при строительстве гостиничных комплексов.

В Милане в мае 1998 года, через год после подписания документа об ответственном туризме, те же 11 ассоциаций объединились под одной «вывеской» и образовали Итальянскую ассоциацию ответственного туризма (AITR). Сейчас в нее входят уже 26 некоммерческих организаций, представляющих разные сферы туристического бизнеса. Они проповедуют философию обмена культурными традициями, консолидацию народов мира на основе уважения к национальной самобытности, знакомство туристов с бытом местных жителей, их нравами и обычаями. В рамках промо-программы проводятся вечера, конференции и беседы со специалистами, а также семинары в школах.

Ответственный турист предпочитает сам выбирать экскурсионный маршрут, способ перемещения по стране и место ночлега. Многие итальянцы, сами того не подозревая, пришли к ответственному туризму из желания сэкономить: самостоятельно заказывать билеты во время промо-акций авиакомпаний и бронировать гостиницу через Интернет оказывается гораздо дешевле, чем обращаться к профессиональным посредникам.

Изначально концепция этого нового стиля путешествий подразумевала умеренные цены, поскольку из расходов была исключена оплата посреднических услуг, а жилье снималось напрямую у местных жителей. Дополнительной выгодой было и то, что ответственный турист, живя бок о бок с местными, быстро мимикрировал под аборигенов и, по словам Маурицио Даволио, президента AITR, переставал быть мишенью для навязчивой туристической индустрии, уличных воров и мошенников, специализирующихся на туристах.

Однако за 8 лет существования концепт претерпел изменения, что отразилось на доступности «ответственных вояжей». С тех пор как за идею ответственного туризма крепко взялись ассоциации, функция посредника естественным образом перешла от турагентств к AITR. Жилье по-прежнему снимают у аборигенов, но процедуру найма берут на себя менеджеры Ассоциации. «Кроме того, авиабилеты на регулярные рейсы очень дороги, так как подобные маршруты по определению непопулярны, а группы туристов слишком малочисленны, чтобы организовывать чартеры», — объясняет синьор Даволио. Однако структуру ценообразования члены ассоциации обязуются делать максимально прозрачной для клиента: он знает судьбу каждого заплаченного евроцента – сколько ушло на организацию, сколько на билеты, сколько на перелет.

Индивидуализм тоже перестал быть характерной чертой ответственного туризма. Теперь желающие приобщиться к культуре и быту жителей Папуа-Новой Гвинеи сбиваются в небольшие группки и совместно проходят предварительный инструктаж у организаторов. Там их бегло знакомят с культурой и обычаями места, куда они отправляются, рассказывают о привычках жителей, дают краткую лингвистическую справку, чтобы было легче налаживать первичный контакт с аборигенами.

Вообще вопрос коммуникации – один из самых проблемных в ответственном туризме. Непосредственное общение гостей и хозяев составляет главную прелесть «неагентурных» путешествий, однако межкультурные конфликты, языковой барьер и расовые предубеждения порой изрядно портят впечатление. Энрико Марлетто из ассоциации Viaggi Solidali («Взаимовыгодные путешествия») говорит, что «западным людям надо научиться вести себя как гостям, которым любезно разрешили пожить в доме некоторое время, а не как хозяевам, которым все вокруг должны прислуживать». А Маурицио Даволио в свою очередь добавляет, что и «местным жителям пора перестать относиться к туристам как к назойливым незваным гостям, чье присутствие надо перетерпеть, и понять, наконец, что приезжие способствую улучшению экономической и социальной ситуации на их родине». В любом случае организаторы ответственных вояжей стараются всячески облегчить контакты с местным населением: на помощь туристам приходят специалисты из ONG (Ассоциации негосударственных организаций, работающих в сфере кооперации и повышения общемировой солидарности) и опытные миссионеры.

Так что концепция ответственного туризма сохраняет свои положения, но механизмы ее в корне изменились. Теперь звание «ответственного туриста» налагает больше обязанностей, чем предоставляет прав. Если раньше путешественник нес ответственность за себя, отказываясь от помощи агентства, то теперь он принимает на себя ответственность за других. Выбирая страну для проведения очередного отпуска, ответственный турист исходит не из личных предпочтений, а из геополитической ситуации. Странам третьего мира необходима финансовая помощь – следовательно, туда он и направит свои отпускные сбережения! Катастрофа на индийском побережье? Ответственный турист непременно поможет восстановить разрушенные кварталы с помощью небольших денежных вливаний! Нехватка средств в системе здравоохранения Зимбабве? Ответственный турист найдет несколько сотен евро на ее модернизацию! Поскольку экономике развивающихся стран нужно много денег, теперь подобные путешествия стоят довольно дорого. Например, две недели на Кубе обойдутся в 2066 евро.

Ломка стереотипов – одна из вторичных выгод ответственного туризма. Этого альтруиста правильней было бы называть не туристом, а путешественником-антропологом, если не исследователем-этнологом. Взгляд на страну и ее жителей изнутри становится ценнейшим психологическим опытом, столь необходимым в мире глобализации.

Дарья Князева
[2005-07-11]