09.10.2007

Какое будущее ожидает байкальские берега

Автор: Discover Baikal

Великое сибирское озеро, мировой источник питьевой воды,
священный дар природы, удостоенное чести благодаря своим уникальным
особенностям внесения в 1996 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, бывшее
некогда гордостью сибиряков, стремительно теряет свою привлекательность.

В нетронутом состоянии природа сохранилась под охраной
егерей только на Северном Байкале на территориях заповедников, в любых других
местах, куда проникают на автомобилях неорганизованные отдыхающие,
замусоривание берегов принимает угрожающие темпы. Деградация окружающей среды
видна невооруженным глазом и в этот летний сезон она наглядно демонстрирует,
что будет с берегами Байкала, если поток диких туристов будет увеличиваться в
будущем. Бухты Малого Моря в местах излюбленного массового отдыха иркутян
обезображены до такой степени, что на эти берега с умирающей природой в
отдельных местах уже не хочется возвращаться снова. Совсем не случайно на 31-ой
сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, прошедшей в начале июля этого года
в Новой Зеландии при рассмотрении проблем Байкала, поговаривали даже о
возможном изменении его статуса с «всемирного наследия» на
«всемирное наследие находящееся в опасности». Озвученная в СМИ угроза
исключения Байкала из почетного списка природных объектов достояния всего
человечества, первый сигнал о неблагополучии на его берегах. На прошедшей
сессии ЮНЕСКО ограничилось рекомендацией «уменьшить и держать под
контролем другие источники загрязнения территории участка Всемирного
наследия» на Байкале. Среди этих других источников загрязнения на первом
месте находится жизнедеятельность человека на берегах озера. Проблемы,
связанные с загрязнением водоема и побережья промышленными предприятиями,
усугубляются массовым наплывом неорганизованных туристов.

Грядущее глобальное изменение климата с опережающим потеплением
климата в Сибири, происходит быстрее, чем в среднем по остальному земному шару.
А это значит, что пляжи Байкала с каждым годом будут все более привлекательными
для отдыхающих, вода в заливах теплее, лето солнечней и продолжительней. Как
эти глобальные процессы повлияют на качество пресной байкальской воды, никто из
ученых предположить не решается. Повторит ли в будущем Байкал судьбу
африканского аналога озера Танганьика, ставшего безжизненным из-за нарушений в
глубинном водообмене и насыщения воды метаном, сказать трудно. Но вот
последствия бездумного хозяйствования на берегах Байкала предсказать легче.

Число неорганизованных туристов на берегах Байкала будет
неуклонно увеличиваться. Автодороги проложат в самые укромные места побережья и
все подходящие для отдыха места будут застроены частными коттеджами и
туристическими базами. Как следствие уже через несколько лет многие участки
побережья превратятся в дачные поселки с замусоренной прилегающей территорией.
Большой бизнес с помощью ученых отстоит свое право на экологически чистое
строительство туристических комплексов и ОЭЗ в заповедных территориях Северного
Байкала. Через 15 лет число туристов на Байкале может увеличиться до 1,5 млн.
человек в год. Строительство крупных туристических центров на берегах Байкала
приведет к ослаблению охранного статуса озера. Туристы пешком и на судах будут
проникать во все уголки побережья, оставляя за собой вытоптанную траву,
вырубленный лес и горы бытового мусора. По озеру будут плавать использованные
тетрапаки от сока и молока, а пляжи будут густо усеяны клочьями полиэтилена и
выброшенного на берег мусора. Кристально чистая вода Байкала перестанет быть
эталоном и ее станет опасно употреблять без предварительного кипячения.
Примерно, по такому сценарию в ближайшем будущем может произойти потеря
крупнейшего на планете хранилища пресной воды.

Уже сейчас побережье испытывает колоссальные антропогенные
нагрузки от нашествия горожан летом. Природа Байкала уничтожается буквально на
глазах. Не надо быть экспертом и ученым, чтобы увидеть, что при попустительстве
местных властей нерегулируемый поток диких туристов буквально захлестнул берега
всех теплых бухт Малого Моря. Палатки стоят вплотную друг к другу, пляжи
переполнены отдыхающими и это уже совсем не тот Байкал, которым он был всего
несколько лет назад. Пора бить в набатные колокола, чтобы варварское
замусоривание пляжной зоны не привело к печальным последствиям. Берега
красивейших бухт ради сиюминутной прибыли стремительно и бездумно застраиваются
примитивными туристическими базами барачного типа, да так что их строения уже
стоят вплотную друг к другу рядом с пляжами, не оставляя свободного места для
зелени диких растений. Туристических баз только на берегу самого теплого
маломорского залива Мухора сегодня уже выстроено 32, из них только одна
Гостиный двор «Баяр» оборудована всеми удобствами в номерах, вплоть
до душевой с горячей водой, и соответствует современным требованиям по приему
туристов. Разве для строительства туристической базы не нужна экологическая
экспертиза? Как получилось, что большая часть этих построенных в последние годы
барачных баз с примитивными удобствами на улице примыкает вплотную к пляжам
Байкала?

Бесконтрольная продажа участков земли в пределах территории
Всемирного наследия противоречит ее статусу и приводит к уничтожению
водоохраной зоны. Типичной неприглядной картиной на берегах некогда бывшего
священным для местного населения озера сегодня стали: застроенные коттеджами
берега без соблюдения санитарных норм и очистных сооружений, вытоптанная
реликтовая трава, выжженная почерневшая земля, пересохшие ручьи, варварски
вырубленный на дрова лес, горы безобразного мусора, на уникальных песчаных
пляжах грандиозное скопление отдыхающих со своими машинами и домашними
животными, рядом наспех сооруженные из полиэтилена и срубленных молодых
деревьев примитивные нужники, всюду сплошная мусорная свалка из разбросанных
стеклянных бутылок, развевающихся на ветру разноцветных рваных полиэтиленовых
пакетов и использованной туалетной бумаги. Кому будет нужен такой Байкал еще
через пару лет подобного туристического бума и стремительного осквернения?
Неужели человек очерствел и поглупел настолько, что без зазрения совести плюет
в Байкал, и гадит на его берегах, словно природа не отомстит ему последующей
деградацией почв, засухой, нашествием шелкопряда и энцефалитного клеща,
ухудшением свойств воды в водоеме. Почему органы местной власти,
природоохранные структуры остаются безучастными к стремительной деградации
побережья и варварскому поведению отдыхающих на его берегах?

На слуху сейчас тема строительства ОЭЗ на берегах Байкала с
миллиардными вложениями, которые якобы будут спасительны для природы Байкала и
смогут цивилизованно принимать до 1 млн туристов в год. Правда, до сих пор в
Иркутской области остается открытым вопрос, где лучше разместить эту зону, и
чем занять этот миллион туристов в этой зоне, к тому же совершенно непонятно
откуда этот ожидаемый миллион туристов возьмется. А если учесть, что в Бурятии,
на соседнем восточном берегу, строительство подобной ОЭЗ уже началось,
возникает вопрос, зачем на Байкале создавать буквально рядом на противоположных
берегах на расстоянии 60 км друг от друга две подобных экономических зоны в Бурятии
и Иркутской области? Да и будут ли они полезны Байкалу? По большому
государственному счету, нужно прежде ответить на главный вопрос, что важнее для
будущих поколений — сохранение уникального хранилища пресной питьевой воды, что
особенно важно в условиях прогнозируемого глобального изменения климата на
планете и последующей нехватки чистой питьевой воды или построенные на его
берегах высотные гостиницы и утраченная чистота его вод? Стоимость одного литра
пресной воды в пластиковой бутылке уже сегодня сопоставима со стоимостью одного
литра бензина, а что будет в будущем, когда нехватка чистой питьевой воды
станет ощутимей? Экспорт байкальской глубинной питьевой воды имеют для региона
огромные перспективы. Не о создании особых экономических зон на побережье
уникального сибирского озера нужно сегодня вести речь, а о введении полного
моратория на строительство туристических баз в его водоохраной зоне и сносе
существующих, выстроенных с нарушением санитарных норм, ужесточении контроля за
эксплуатацией маломерного флота, вплоть до запрета использования моторных
судов. Сама идея строительства крупного туристического центра на 10 тыс мест в
центральной зоне водоохранного бассейна Байкала несовместима с его статусом,
как объекта Всемирного наследия. Идея концентрации туристов и отдыхающих в
одном месте побережья может оказаться ошибочной, туристы, прежде всего,
стремятся совершить маршрутное путешествие с осмотром дикой природы побережья,
где мало людей и для них больше будет подходить сеть небольших кордонов, выполненных
в исконно сибирском деревянном стиле и ненавязчиво вписанных в природный
ландшафт. Где бы не находился главный туристический центр на Байкале из него
обязательно должны быть проложены маршруты к комфортабельным местам ночевок со
всеми удобствами. Туристическая инфраструктура должна быть не в одном месте, а
по всему побережью Байкала. Многолетние разговоры о туризме на берегах Байкала
как благе и локомотиве развития территории, на самом деле обернулись
вытоптанными уникальными природными ландшафтами и варварским разрушением
природной среды. Естественная природная красота берегов уникального сибирского
озера, чем так славилось раньше наше «Славное море — Священный
Байкал», во многих местах безвозвратно загублена. Побережье озера в самых
привлекательных местах полномасштабно обжито и обустроено человеком, так что
экзотики уже не осталось, а последний рубеж дикой природы отодвинулся далеко на
север — вплотную к охраняемым территориям заповедников.

Реалии таковы, что цивилизованный и чисто экологический
туризм оказался каплей в набухающем вале неорганизованных отдыхающих и
самодеятельных туристов, каждое лето буквально обрушивающихся на побережье
Байкала. По расчетам от каждого такого дикаря только после кратковременного
воскресного отдыха остается до одного ведра мусора, а за год от одного человека
на побережье скапливается около 1,8 кубического метра бытовых отходов. Сегодня
назрела острая необходимость в регулировании потока неорганизованных туристов,
от которых остаются горы мусора и одни пеньки от деревьев, в разработке
законодательной базы для сбора денег с отдыхающих для наведения порядка на
побережье Байкала. Без этих непопулярных среди отдыхающих мер, привыкших только
брать у природы, сегодня уже не обойтись, иначе побережье Байкала окажется в
сплошном кольце свалок.

Усилия малочисленных волонтеров по очистке берегов после
летнего сезона становятся тщетными, образующийся многотонные залежи мусора за
один летний сезон теперь нужно вывозить КАМазами. Почему-то отдыхающие считают,
что мусор можно закопать или оставить в полиэтиленовом пакете, чтобы его потом
кто-нибудь вывез. Разъяснительной работы с отдыхающими никто не проводит,
самовывоз мусора не заставляют делать, система по сбору мусора на выезде не
налажена, поэтому все закопанное на песчаных пляжах после сильных ветров
появляется снова на поверхности, полиэтиленовые пакеты в поисках пищи
расклевывают чайки и мусор разлетается далеко вокруг. Неужели до сих пор нельзя
отработать систему раздачи полиэтиленовых мешков перед въездом на Малое Море и
обязательной сдачи заполненных мешков при выезде? Не вывез свой мусор, и не
отчитался о его сдаче на выезде — езжай за ним обратно или оплачивай штраф,
допустим в 5000 р. Например, на противоположном берегу в Чивыркуйском заливе на
территории Забайкальского национального парка порядка больше, чем у нас. На
въезде ведется учет всех въезжающих машин, взимается плата за въезд, песчаный
пляж в Монахово огражден от заезда на песок машин, установлены закрытые
мусоросборники и три раза в неделю из них вывозится мусор. Противоположная
картина наблюдается в заливе Мухор, на территории Прибайкальского национального
парка. Бесконтрольный въезд, горы мусора, которые никто даже не пытается
вывозить, сплошная свалка, превращающая побережье Малого Моря в большую
помойку. Разве эту антисанитарию и безобразие захотят увидеть гости Байкала? И
поедут ли после их рассказов к нам их дети и знакомые?

Похожая картина наблюдается и на восточном берегу в Бурятии,
где найти чистый пляж без следов предшествующего пребывания здесь отдыхающих
удается крайне редко. Замусоривание берега видно на всем его протяжении от
Гремячинска до Усть-Баргузина. Если раньше бурятские шаманисты поклонялись
духам и непреложным законом жизни было правило не навредить природе, теперь в
условиях отсутствия экологического образования и падения нравственных норм
бытовой мусор и пустые бутылки оставляются даже в священных местах, как будто
для общения с духами нужно спиртное, а дерн с реликтовыми травами варварски
вырывается и возлагается в обо. Без просветительной работы и зеленых патрулей
уже невозможно обойтись, даже шаманизм оказался бессильным перед деградацией
общества, а современный человек перестал задумываться о будущем озера и своих
детях и внуках. Как в итоге будут называть чудо лимнологии, наши потомки?

Пробелы в экологическом просвещении туристов усугубляются
некомпетентностью сопровождающих гидов, которые позволяют мыться им с шампунью
в священных источниках, несмотря на запрет о периоде весеннего покоя
высаживаются большими группами на лежбище нерпы на Ушканьих островах, во время
круизов на катерах органический и бытовой мусор выбрасывают за борт, а
подсланцевые воды с остатками мазута сливают в укромных местах прямо в Байкал.
Недостаток квалифицированного персонала это еще одна серьезная проблема,
решение которой необходимо начинать уже сегодня. Ничего хорошего увеличение
количества туристов на берегах Байкала самому озеру не принесет. Отдыхающие не
будут проводить отпуск в гостиничных номерах, в итоге десятки тысяч людей
устремятся вглубь тайги и на берега для пикников и отдыха, будут жечь костры и
оставлять после себя мусор. Чем больше будет туристов на Байкале, тем быстрее
перестанет существовать самый крупный на планете источник чистой питьевой воды.

Нужны ли Байкалу две особых экономических зоны

Идея объединенной ОЭЗ на Байкале двух соседей — Иркутской
области и Бурятии не получила последующего развития, слишком крупные деньги на
кону и каждый из игроков подал отдельные заявки. Пока депутаты иркутского
законодательного собрания спорят, где лучше разместить ОЭЗ в Иркутской области,
в Бурятии такое место уже определили, правительство России утвердило их заявку,
выделило финансовые средства и на эти деньги уже ведется строительство
шестирядной (!!) современной дороги XXI в от Улан-Удэ к берегу Байкала, которую
планируют закончить к 2010 г. В период до 2015 года в рамках Федеральной
целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010
годы)» автодорога Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан будет реконструирована до
параметров третьей технической категории (217,45 км). Согласно республиканской
целевой программе «Дороги Бурятии XXI века», ориентировочная
стоимость реконструкции дороги в ценах 2007 года составляет 8,783 млрд. рублей.
Реконструкция дороги начата с 2003 года за счет субсидий из федерального
бюджета и долевого участия Республики Бурятия. 29,1 км шестирядной современной
автодороги «Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан» планируется ввести в
эксплуатацию уже в 2007 году.

Будущая ОЭЗ «Байкал» будет построена на восточном
берегу с центром в пос. Турка. Это место имеет ряд бесспорных преимуществ по
сравнению с предлагаемыми вариантами размещения аналогичной зоны в Иркутской
области. Вариант иркутян в Листвянке не был принят к рассмотрению, из-за его
размещения в Центральной экологической зоне Байкала в водоохранном бассейне в
пади Крестовка. Стоимость проекта — 14,32 млрд руб., 10 млрд руб. должны
вложить частные инвесторы, а 4,32 млрд руб.- бюджеты разных уровней. Узкая
полоска прибрежной земли в самой Листвянке застроена частными домами, так что
их надо либо полностью сносить и вытеснять местных жителей, чтобы освободить
место для строительства 28 планируемых гостиниц различного класса и 300
гостевых 10-местных коттеджей, способных одновременно принять 11,2 тыс.
туристов, либо отодвигать строительство вглубь берега на природоохранные земли,
откуда собственно никакого Байкала даже не будет видно. Но кому нужен мировой
курорт, без вида на Байкал? Никаких пляжей в Листвянке нет, для купания вода
холодная, автодорога заканчивается тупиком и дальше можно путешествовать только
на катере. Чем будет здесь заниматься турист, кроме как сидеть в ресторане или
зале конгресса непонятно. К тому же территория поселка уже перегружена без
всяких зон. В воскресные дни припарковаться в центре поселка уже стало
проблемой, на нескольких километрах единственной набережной в поселке
сосредоточено единовременно более 800 припаркованных машин, а на пляже образно
говоря, яблоку упасть негде, словно это не на Байкале, а на городском пляже в
Сочи. По этой причине в Листвянке отказались от проведения массовых мероприятий
и открытие, например, «Зимниады» проводится на льду Иркутского
водохранилища в Иркутске. Кроме этого узкая и извилистая двухрядная дорога с
горным рельефом в случае строительства ОЭЗ в Листвянке окажется полностью
парализованной и ее пропускной способности не хватит. Уже сейчас в воскресные
дни здесь образуются многокилометровые заторы автомобилей дачников. Мечтать о
крупном горнолыжном курорте в Листвянке тоже не стоит. Высота гор здесь всего
метров 600-800 м, да и снега зимой бывает очень мало, соперничать с горнолыжным
центром в Байкальске или проектируемым горнолыжном курортом на горе 1711 м в
Бурятии просто бессмысленно — ни один уважающий себя горнолыжник не променяет 6
байкальских трасс общей протяженностью более 10 км с максимальным перепадом
высот в 490 м высот на небольшую горку в Листвянке с 800 метровой трассой с
максимальным перепадом высот в 160 м. Поселок Листвянка всего вероятнее
сохранит свое значение, как туристические ворота на Байкал — транзитный порт и
место для кратковременного воскресного отдыха иркутян без ночевки в поселке.

Концепции создания и развития туристско-рекреационных ОЭЗ в
Иркутской области и Республике Бурятия разрабатывают австрийская консалтинговая
компания «Deloitte Corporate Finance» совместно с ОАО
«Международный центр социально-экономических исследований
«Леонтьевский центр» (г. Санкт-Петербург), а также компанией «Horvat
Consulting» (г. Загреб, Хорватия). Новый вариант ОЭЗ, когда строительство
в пади Крестовке в Листвянке было поставлено под сомнение вновь предлагается с
основной зоной по Байкальскому тракту и части ее в Листвянке. Хотя есть
прекрасные территории с видом на Байкал на маломорском побережье с теплыми
заливами и простором для организации всевозможных летних маршрутов и подледной
рыбалки зимой. Доводы некоторых иркутских депутатов, что в Листвянке уже
развита инфраструктура и там дешевле строить несостоятельны, на побережье Малого
Моря тоже есть электричество, протянута новая ЛЭП до пос. Курмы, а
строительство обойдется дешевле, потому, что там не надо отселять людей и
отсыпать побережье для строительства набережной. ОЭЗ в Листвянке
позиционируется как площадка для развития, прежде всего, делового туризма.
Бурятский проект ОЭЗ «Байкал» более гибок и ориентирован на категории
разных отдыхающих, в т.ч. и жителей Прибайкалья. Бурятия делает ставку на
развитие горнолыжного и пляжного отдыха, На него планируется потратить до 2026
года — 57,06 миллиарда рублей, т.е. в 4 раза больше средств, чем на ОЭЗ в
Иркутской области. Для сравнения: на создание турзоны в соседней Иркутской
области потребуется 15,04 миллиарда рублей, в Алтайском крае — 10,47
миллиарда рублей. Бурятия предложила федеральному центру создать ОЭЗ площадью
78 тыс. га в Прибайкальском районе республики. В нее войдут, в частности,
небольшое теплое озеро Котокель и горный пик высотой 1771 м. Сейчас власти
планируют построить горнолыжный комплекс стоимостью более 7,5 млрд руб., 14
пятизвездочных отелей на 1,1 тыс. мест, 16 четырехзвездочных отелей на 3,2 тыс.
мест, 24 отеля класса «три звезды», рассчитанных на 10,1 тыс. мест, а
также 800 коттеджей на 8 тыс. мест, — всего на 22,33 тыс. мест.

Второй обсуждаемый вариант с размещением ОЭЗ в Большом
Голоустном тоже не совсем удачен. Автодорога здесь также заканчивается тупиком,
и кроме как 4 км по берегу в сторону пади Ушканьей здесь никуда дальше не
проедешь. Само название местности Голое устье возникло от постоянно дующих
здесь частых пронизывающих ветров, так что даже деревья не прижились в
заболоченной дельте, как здесь заставить отдыхать миллион туристов тоже
непонятно. Отсутствие песчаных пляжей и заливов с теплой водой делает эту
местность непривлекательной для летнего отдыха.

Остается последний третий вариант с размещением ОЭЗ на
побережье Малого Моря, где собственно и без рекомендаций ученых стихийно
сформировался центр летнего отдыха. Всего за несколько последних лет вся земля
теплых заливов, особенно побережье самого теплого южного залива Мухор, с
небольшими песчаными пляжами и водой летом прогреваемой до 22 град С, была
стремительно на законных и незаконных правах поделена, застроена и полностью
освоена. Так, что сейчас прежде чем здесь строить ОЭЗ, придется вести судебные
разбирательства с владельцами построенных здесь туристических баз. Свободного
места в самых привлекательных бухтах на юге Малого Моря уже нет. Повсеместная
застройка превратила этот уголок побережья в типично дачный поселок, совсем
непривлекательный для туристов. Для строительства ОЭЗ может быть использована
территория севернее Мухора, но там уже нет песчаных пляжей и теплых заливов.

Из всех трех вариантов размещения ОЭЗ на побережье Байкала в
Иркутской области Малое Море самое перспективное. Здесь в три раза больше
солнечных дней, чем на смежных пространствах Восточной Сибири, теплая вода в
заливах летом, возможность автомобильного передвижения по побережью на 120 км
вплоть до границы Байкало-Ленского заповедника и через паромную переправу на
остров Ольхон, считающийся сакральным центром северного шаманизма. Однако зимой
на побережье Малого Моря практически нет снега и на лыжах здесь кататься негде.

По сравнению с предложениями иркутян вариант ОЭЗ
«Байкал» на восточном бурятском берегу выглядит перспективней. Прежде
всего, это несомненное и важное для сибиряков преимущество в виде протяженных
великолепных песчаных пляжей, протянувшихся практически непрерывно от Гремячинска
до Чивыркуйского залива на 120 км. Здесь множество совершенно нетронутых
цивилизацией мест и незастроенных участков. Автодорога проходит до
Чивыркуйского залива, славящегося своей теплой водой и прекрасной рыбалкой, а
также в Баргузинскую долину с множеством минеральных источников и возможностью
подъема на заснеженные горы Баргузинского хребта. В отличие от 250 км от
Иркутска до Малого Моря, расстояние от Улан-Удэ до берега Байкала значительно
меньше -180 км, а строящаяся новая скоростная дорога сократит время переезда до
минимума. Вместе со строительством новой 250-километровой дорогой от Улан-Удэ
до Усть-Баргузина будет построен новый мост через реку Селенга, что сократит
время проезда иркутян до ОЭЗ «Байкал», будет обновлен и приведен в
соответствии с мировыми стандартами аэропорт в Улан-Удэ.

От порта Турка ближе плыть на катере до всех наиболее
популярных мест Байкала — Малого Моря и острова Ольхон, Ушканьих островов, Чивыркуйского
залива и Северного Байкала, чем от Листвянки. В Турке планируется построить не
просто морской порт, а целый комплекс, в котором будут созданы условия для
любителей парусного спорта, яхтинга и серфинга. Этот участок был отобран
экспертами — специалистами компаний из Хорватии и Австрии, которые
разрабатывают концепцию создания всех семи туристских зон. Бурятия привлекла
для разработки проекта и международного эксперта — компанию Ecosign Mountain
Resort Planners Ltd («Экосайн»). На счету этой канадской фирмы
проектирование более 200 горнолыжных курортов мира. Подходящее место нашли в
естественной горной чаше на расстоянии 20 километров от Байкала недалеко от
озера Котокель. Горнолыжный городок будет соединяться с побережьем Байкала
гондольной канатной дорогой. По мнению канадцев гора 1771 м имеет огромный
потенцианал и в перспективе горнолыжный курорт сможет принимать до 80 тысяч
человек в день, что потенциально делает его одним из крупнейших горнолыжных
центров мира. Для сравнения горнолыжный курорт «Гора соболиная» в
Байкальске принимает в воскресные дни бархатного сезона от 600 до 1,5 тыс
отдыхающих, а знаменитый курорт «Три Долины» («Мерибель»,
«Куршевель» и «Валь-Торанс») во Франции, обслуживает
ежедневно 55 тысяч туристов. «Вершина 1771» обладает значительно
большим количеством спусков и может быть использована для катания со всех
сторон. Первый этап строительства подразумевает строительство пока лишь восьми
подъемников и комфортабельного городка на восемь тысяч человек в день. Первый
снег здесь появляется ранней осенью и лежит до начала июня. Благодаря своему
местоположению (в небольшом удалении от Байкала и в непосредственной близости
от озера Котокель) гора окружена уникальным микроклиматом. Достаточно сказать,
что здесь всегда много снега, а температура воздуха не опускается ниже минус
16-18 градусов по Цельсию. Гора не имеет официального названия, но местное
население именует ее «Бычьей»: на самой ее вершине расположено почти
никогда не замерзающее озеро, где любят выяснять между собой отношения
самцы-изюбри.

Кроме крупного горнолыжного центра, претендующего на мировое
лидерство, в ОЭЗ «Байкал» будут включены семь земельных участков
побережья с пляжами, на которых будут построены 14 «пятизвездочных»
отелей с общим количеством мест 1100, 16 «четырехзвездочных» отелей
(3200 мест), 24 «трехзвездочных» отеля (10100 мест), а также 800
коттеджей по 10 мест в каждом от эконом до бизнес-класса

Общий срок сдачи работ по разработке концепций по всем 7
особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа в России — сентябрь
2007 года. Вполне вероятно, что, в конечном счете, ОЭЗ «Байкал» на
восточном берегу станет ведущей и единственной на Байкале, а вариант размещения
второй подобной туристической зоны на западном побережье в Иркутской области
останется без финансирования и не будет реализован.

Сколько туристов в действительности отдыхает на Байкале

Узнать правильную статистику о количестве отдыхающих на
берегах Байкала сложно, таких обобщенных статистических данных нет. Есть
экспертные оценки, так Департамент по туризму Иркутской области озвучивает
цифру в 480,9 тыс отдыхающих в 2006 г., из них иностранных — 54,5 тыс и
прогнозирует в ближайшем будущем рост числа отдыхающих до 1 млн чел в год.
Сейчас, по данным австрийских экспертов из компании Deloitte, регион посещают
порядка 500 тыс. человек в год, число туристических ночёвок составляет 1,5 млн.
По их мнению, через несколько лет на первое место по посещаемости региона могут
выйти туристы из Китая, Кореи, Японии и Монголии. По статистике в 2006 году
большая часть турпотока иностранных туристов в Иркутскую область приходилась на
Германию, Китай и Корею, хотя ведущее значение в настоящее время отводится
российским туристам, количество которых в десятки раз превышает число
иностранных гостей. Базовые расчетные цифры в половину миллиона отдыхающих на
Байкале на самом деле весьма условны и в значительной степени зависят от
методологии расчетов, т.е. к числу туристов могут приплюсовываться все
зарегистрированные иностранцы, ведется двойной учет их проживания по разным
гостиницам, учитываются экспертные оценки количества самостоятельно отдыхающих
горожан в палатках. Для обоснования финансирования ОЭЗ на Байкале
статистические цифры могут быть завышены за счет учета количества
неорганизованных туристов, которые нигде ничего не платят, и платить в будущем
также не намерены. По словам заместителя губернатора Иркутской области
Владимира Третьяка, на сегодняшний день туризм приносит региональной казне
всего полпроцента от общей суммы бюджета. Косвенным указанием на то, что в
действительности за туристические услуги готовы заплатить значительно меньшее
количество людей могут свидетельствовать точные данные о перевезенных
пассажирах речниками, железнодорожниками, и зарегистрированные автомашины на
кордонах национальных парков, оплатившие въезд на природоохранные территории, а
также количество проживающих в самых крупных гостиницах города. Так вот если сложить
все эти цифры то их сумма едва дотягивает до 100 тыс отдыхающих за летний
сезон, откуда появились фантастические цифры, что на Байкал приедет 1 млн
отдыхающих, если для них будут построены роскошные гостиницы? Кстати на Байкале
крайне короткий туристический сезон — всего два месяца в году. По этой причине
большая часть туристических баз консервируется на зиму и простаивает без
туристов со сторожами больше восьми месяцев.

Наибольшее количество посещений приходится на летние месяцы.
Хотя точной статистики количества туристов на Байкале нет, можно приблизительно
дать оценку посещений, исходя из данных Прибайкальского и Забайкальского
национальных парков. В Прибайкальском национальном парке, по данным отдела
рекреации, в 2000 г. официально зарегистрировано 25248 посетителей, в
Забайкальском нациоанальном парке — ежегодно регистрируют около 22 тыс, из них
более 90% составляют жители близлежащих районов. Численность иностранных
туристов прибывающих на Байкал колеблется в разные годы в пределах 16-25 тыс.
человек, что составляет около 1% всех, прибывающих в Россию. В последние годы
увеличилось количество российских туристов, они платят также как иностранцы,
чаще оставляя значительно большие суммы, поэтому российский турист стал более
привлекательным, чем иностранный. Доля иностранных туристов среди приезжающих
туристов неуклонно снижается, если в 2000 г., согласно официальной статистики,
их доля в общем турпотоке составляла 36%, то в 2006 г. снизилась до 11,3%.
Наибольшее количество посещений иностранными туристами Байкала приходилось на
конец 80-х гг. (до 40 тыс. туристов в год). Только незначительная часть из них
(около 5-6%) совершает продолжительные путешествия по Байкалу и достигает таких
экзотических мест, как, например, Ушканьи острова. Конец 90-х гг. отмечен
спадом посещений Байкала иностранными туристами (в среднем около 15 тыс.
посещений в год). В 2005-2006 гг. количество иностранных туристов не
увеличивалось, а в летний сезон 2007 г. отмечено очередное уменьшение
приезжающих туристов и значительный рост отдыхающего местного населения,
предпочитающего проводить отпуск в палатке, а не уезжать на курорты в дальние
страны. За летний период 1996 г. на КПП кордона в пос. Еланцы
зарегистрировалось 36 тысяч, в 1997 г. — 43 тыс. туристов. Значительный рост
наблюдался в 1998-1999 гг. В 2007 г. учет не ведется и в отделе рекреации
Прибайкальского парка даже не могут назвать ориентировочно количество
приезжающих на Малое Море.

Основные лидеры иркутского туристического рынка
«Байкал-Отель» и «Гранд-Байкал» с учетом всех своих
гостиниц принимают ежегодно около 50 000 и соответственно 20 000 туристов
в год. Причем в этой статистике дважды учитываются одни и те же туристы,
проживающие сначала в Иркутске, а затем на Байкале. В области насчитывается 118
гостиниц примерно на 6 тысяч мест, из них в Иркутске — 42, на Байкале
благоустроенные гостиницы имеются только в пос. Листвянке — 7.

Ежегодно перевозят на рейсовых судах по Байкалу свыше 55
тыс. пассажиров, из них 10 702 туристов перевозится судами на воздушной подушке
«Баргузин» по линии Иркутск — бухта Песчаная, судном
«Комета» — 2497, на линии Иркутск — Листвянка — Коты — 35 420,
паром в Листвянке — 18 883, паром «Дорожник» в проливе
Ольхонские ворота — 58 280, «Бабушкин» на экскурсиях — 3200,
круизные суда — 3221 (данные 2006 г.). К этим данным надо прибавить
приблизительное количество туристов перевозимых на катерах класса
«Ярославец», вместимостью 8-10 чел каждый, которых насчитывается
около 140. Далеко не все из них переоборудованы для перевозки туристов и заняты
в туристическом бизнесе. Практически никто из них не имеет лицензии на
перевозку пассажиров и занимается обслуживанием туристов бесконтрольно,
освобождаясь от мусора в открытом море. Далеко не все катера заключают договора
на сдачу нефтесодержащих подсланевых вод, это создает реальную угрозу засорению
Байкала, так как капитаны освобождаются от накопившейся нефтеносной воды в
укромных местах, разливая при этом мазут по водной глади. Тем не менее, этот
вид водных круизов на распространенных на Байкале катерах типа «Ярославец»
востребован туристами. Средняя продолжительность водного тура от Листвянки до
Чивыркуйского залива составляет 5 дней. Расчетное количество перевезенных
туристов всеми катерами типа «Ярославец» за летний сезон
ориентировочно может составить 1500-3000 человек. На начало летней навигации
2007 г. по данным Восточно-Сибирского управления государственного речного
надзора на озере Байкал официально зарегистрировано 272 судна, из них
пассажирских — 20, прогулочных и разъездных — 145. Без регистрации эксплуатируется
еще примерно 30% маломерного флота и все новые катера иностранного
производства.

На другом массовом туристическом маршруте, на экскурсионных
поездах по Кругобайкальской железной дороге перевозится ежегодно 17 тыс.
туристов, из них примерно 20% — иностранные.

В Байкальском музее в пос. Листвянке, который посещают
подавляющее большинство гостей Байкала, ежегодно бывает около 150 тыс.
посетителей, из них более 25 тыс. иностранных гостей.

С учетом всех этих приведенных цифр, возникает вопрос из каких
данных слагается расчетная цифра в 500 тыс туристов, ежегодно посещающих
Байкал, если наглядно видно что транспортная инфраструктура на Байкале способна
обеспечить перевозку максимум 60-80 тыс. пассажиров за сезон, а национальные
парки регистрируют всего около 20-30 тыс туристов ежегодно? И насколько реально
получить на Байкале 1 млн туристов в год, даже если будет всесезонный курорт
международного уровня?

Статистические данные свидетельствуют что уже 20 тыс
отдыхающих на берегу это катастрофа для природы Байкала, что будет с ней если
на берега будет привлечен обещанный миллион или еще больше туристов с дымящими
сигаретами и наплевательским отношением к чистоте байкальских вод? Ресурс
Байкала на самом деле не безграничен и легко уязвим, не разумнее ли
ограничивать туризм на берегах Байкала, чтобы сохранить уникальную байкальскую
воду, как отмечают ученые — глубинная байкальская вода единственная в мире
сохранившая первичное соотношение макро- и микроэлементов, каким оно было
сотни лет назад. Вода Байкала, не только национальное достояние России, но и
главный стратегический общемировой источник пресной воды в будущем, который
надо хранить как зеницу ока со шлагбаумами на въездах, зелеными патрулями на
берегах и требовать от отдыхающих на его берегах относиться к нему как к
священному дару природы. Неплохо было бы, если бы и Администрация Ольхонского
района обратила бы внимание на вопиющие экологические безобразия происходящие
на их землях.
Сергей Волков
фотографии автора