10.02.2011

Туристический бизнес: точка замерзания

Автор: admin

Сезонный фактор — долгая зима и короткое лето — одно из главных
препятствий в развитии турбизнеса в Иркутской области. Именно «сезонное
проклятие» не позволяет по максимуму задействовать ресурсы, которыми
обладает Прибайкалье. Спрос на зимний отдых в регионе весьма невелик —
всего 10-15% от числа тех, кто приезжает полюбоваться байкальскими
красотами летом.

Впрочем, возможность увеличить турпоток в зимние
месяцы есть, считают специалисты: необходимо развивать инфраструктуру
гостиниц и туристических баз. Ведь в 30-40-градусные морозы жить в
палатке — сомнительное удовольствие.

Зимняя маржа

По
оценкам участников туристического рынка, зимой обороты отрасли
снижаются примерно в десять раз по сравнению с летним сезоном. «В зимние
месяцы приходит примерно 10-15% клиентов от общего числа летних
туристов. Конечно, раз на раз не приходится: случаются неожиданные
подъемы, но чаще всего количественные показатели зимой раз в десять ниже
летних», — отмечает директор туристической компании «GreenExpress»
Вадим Копылов.

С коллегой отчасти согласен директор турфирмы
«Байкалит» Павел Сафронов: «Количество клиентов, конечно, сезонно
снижается. Но я бы не сказал, что в десять раз: максимум — в два».

Зато
зимой увеличивается средняя продолжительность пребывания на отдыхе,
утверждают собственники туристических баз и горнолыжных комплексов. «В
любой другой сезон туры «выходного дня» (а это всего двое суток)
обеспечивают чуть ли не половину наших заработков. Зимой, напротив,
отдых на два дня — редкость. Меньше чем на неделю мало кто
останавливается», — признается владелец базы «Приморская» на 90 мест
(поселок МРС) Антон Комников.

Собеседнику вторит председатель
Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма (СБАТ) Игорь Коваленко: «В
среднем зимой люди приезжают к нам на отдых дней на десять. Но диапазон
намного шире — от 7 дней до месяца». Причиной продолжительности зимнего
отдыха участники рынка называют длинные новогодние каникулы и
протяженные маршруты, которые наиболее интересны для зимних путешествий.
По словам региональных туроператоров, это частично компенсирует
количественное снижение заказов в зимний период.

Вместе со
спросом на туристические услуги зимой снижается и чистая прибыль
туроператоров. По словам Вадима Копылова, средняя маржа на зимних видах
отдыха составляет 15%. «Для сравнения: на летних развлечениях мы
зарабатываем до 25%», — делится Копылов и объясняет низкий заработок на
зимних видах туризма более высокой себестоимостью самих мероприятий, а
также низким спросом со стороны клиентов.

Притяжение снежного экстрима

Зимой
иркутские туристические компании предлагают более десятка различных
вариантов для отдыха: горнолыжные туры, экспедиции на снегоходах,
собачьих упряжках, квадроциклах, багги, поездки на «Хивусе»
(быстроходный катер-амфибия на воздушной подушке, — прим.СИА) по льду
Байкала, вертолетные туры, подледное погружение на Байкале, охота и
рыбалка, посещение пещер.

Примерно половина отдыхающих зимой
предпочитают горнолыжные туры. «В основном едут иногородние россияне.
Местные не нуждаются в услугах туроператоров — сами добираются до места и
снимают жилье, — говорит Сафронов. — Нашей фирме перепродавать путевки
на `горнолыжку` не слишком интересно. Но некоторые туроператоры этим в
основном и зарабатывают по зиме».

Корпоративные выезды на природу
— еще одна составляющая зимних доходов туроператоров. «Коллективные
туры включают в себя те же экспедиции на каком-то виде транспорта,
выбранном компанией-заказчиком, плюс несколько тимбилдинговых игрищ —
сумобол (футбол в костюмах сумоистов), веревочные тренинги. Несколько
раз готовили игру в гольф на льду Байкала», — рассказывает Копылов.

Самый
необычный заказ, по словам предпринимателя, сделали молодожены,
пожелавшие перейти по льду Байкал с ночевкой на середине озера.
«Сложность идеи заключалась не в том, что мы бы не смогли организовать
нечто подобное — в этом нет ничего сложного. Проблема была в отсутствии
опыта у самих клиентов — до этого они ни разу в жизни не ночевали в
палатке. Но все обошлось благополучно», — улыбается Копылов.

С
приходом зимнего сезона у туристических компаний сильно меняется круг
клиентов. «Резко увеличивается число зарубежных туристов, — сообщает
проводник Иван Других, работающий с рядом региональных туроператоров. —
Больше 50% всех клиентов — иностранцы. Много немцев, англичан. Часто
приезжают австралийцы». Вадим Копылов добавляет, что стереотип о
завышенном ценнике для иностранцев действительности не соответствует:
«Часто бывает, что приезжий просит уменьшить плату, и мы идем навстречу
его пожеланиям».

Собеседник также отмечает, что физическая и
моральная подготовка зарубежных туристов к сибирским морозам зачастую
лучше, чем у наших соотечественников.

На рынке туруслуг «потепление»

В
кризис региональный рынок туристических услуг сильно просел: в сезон
2008-2009гг., когда произошло максимальное снижение спроса, клиентов
стало на 30% меньше. Представители некоторых компаний рассказывают, что
на стыке 2008-2009гг. падение спроса достигало 50-60%.

В
туристическом сезоне 2010-2011 гг. показатели немного не дотягивают до
докризисных, говорят игроки. По подсчетам Сафронова, фирме не достает
еще 4-5 клиентов в месяц, чтобы вернуться к уровню 2007 года. Комников
отмечает, что турбазе «Приморская» не хватает 5-10% клиентов, чтобы
догнать успех сезона 2007-2008гг.

Количество гостей, приезжающих
поодиночке или небольшими компаниями в несколько человек, в этом году
даже превышает уровень докризисного сезона, говорит Копылов. А вот число
корпоративных заказчиков не дотягивает до времен экономической
стабильности: «У многих бюджеты заложены вперед на год-два, поэтому они
по инерции не отдыхают и в этом году, — рассказывает собеседник. — Или
обращаются, но с опозданием. К примеру, летом некоторые московские
компании выразили желание приехать в самый разгар сезона, когда все уже
было раскуплено».

В целом региональный рынок туристических услуг
постепенно (хотя и медленно) приходит в себя после кризисного падения.
По информации СБАТ, вместо 30 туроператоров, специализирующихся на
региональных маршрутах (в том числе в зимний период), к середине 2009
года осталось порядка 20. На данный момент их количество подросло до 23.

Но при этом не растет количество маршрутов, которые местные
операторы предлагают зимой: большинство из них не обновляли линейку
туров с 2007 года. По словам игроков, этому препятствует отсутствие
инфраструктуры: «Неподготовленного туриста зимой не поселишь в палатке. И
зимовье не подходит — это не коммерческий объект, он может быть занят.
Поэтому все зимние маршруты жестко привязаны к гостиничным комплексам,
которых у нас очень немного».

© Газета «Дело»