05.06.2009

Cпирали истории вокруг Байкала

Автор: admin

Трудные победы защитников Байкала. Деятельность, запрещенная на Байкале. Развитие бассейнового
законодательства.

«Гринпис» выиграл трехлетнюю войну за Байкал

27 мая 2009г. после опубликования в официальной «Российской газете» постановления правительства России №435 победоносно для экологов завершилась борьба против попыток компании «Метрополь» добиться разрешения разработки Холоднинского
месторождения полиметаллов. Финансовая группа «Метрополь», выкупившая несколько лет назад лицензии на разработку ряда
месторождений в Бурятии, вот уже второй год пытается продать эти, как ей кажется, выросшие в цене лицензии и активы своей дочерней компании «Корпорация «Металлы Восточной Сибири» (МВС), занимавшейся подготовкой месторождений к продаже. Самое крупное из них Холоднинское свинцово-цинковое месторождение (9 млн. тонн
цинка в руде), находящееся в границах центральной экологической зоны озера Байкал, осенью 2008 года чуть было не продали за $ 1,2 млрд. другой московской компании — «Русинвестпартнер», одной из структур могущественной госкорпорации «Ростехнологии». Однако в последний момент коллеги главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова отказались от этой сделки, сомневаясь в том, что их партнерам из «Метрополя» удастся склонить российского премьера Владимира Путина подписать документ, вносящий нужные им изменения в пресловутое 643-е постановление правительства России, утверждающее перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала. Попытки внести в перечень запрещенных вблизи Байкала видов деятельности поправки, разрешающие разработку Холоднинского месторождения, ведутся «Метрополем» с 2006 года. Однако и правительство Зубкова, и правительство Путина не сочли разумным удовлетворить предложения
«Метрополя». Ни раньше, когда речь шла об изменениях границ ЦЭЗ (а
месторождение находится на границе ЦЭЗ в пределах этой зоны), ни сейчас, при подключении к делу «бурятского лобби». Продвинуть предложения по Холоднинскому месторождению властям Бурятии не удалось.

— Часть наших предложений была услышана, и теперь 435-е постановление правительства России позволяет развиваться особой экономической зоне. Но, на мой взгляд, оно было принято в усеченном виде, имея в виду все наши предложения, которые
правительство Бурятии неоднократно подавало в Москву, — заявил «Информ Полису» министр природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев. — На мой взгляд, природоохранное законодательство должно носить не запретительный, а разрешительный характер, но оговаривать следующее: ты можешь делать все, но не вредить Байкалу!

Экологи тоже подводят итоги трехлетней борьбы и называют всех победителей.

— В результате принятия этого постановления правительства России Холоднинское месторождение, представляющее главную угрозу для Байкала, не должно разрабатываться, — с удовлетворением заключил директор Бурятского регионального отделения по Байкалу Сергей Шапхаев.

— БРО по Байкалу, «Байкальская экологическая волна» из Иркутска, российский «Гринпис», Фонд дикой природы и Социально-экологический союз все время обращались в правительство России с тем, что поправки, касающиеся разработки Холоднинского
месторождения, недопустимы. Этот вопрос был на контроле у Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО. В результате пункт о запрете добычи металлических руд остался без изменения. Тем не менее в постановлении №643 в его новой редакции остается еще один пункт, который дает «Метрополю» возможность добиться своего. В нем запрещается «разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых
эксплуатационными работами».

— Получается, что постановление не касается месторождений, которые ранее затронуты эксплуатационными выработками, — воодушевляется министр природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев. — На Холоднинском мы имеем шесть километров штолен. 3600
килограммов руды там уже добыто. Это эксплуатация или не эксплуатация?!

Вот такая имеется правовая коллизия!
Каким образом «Метрополь» и правительство Бурятии будут доказывать,
что эти случайные 3,5 тонны «добытой» на Холоднинском месторождении руды дают право будущим его хозяевам вытащить на поверхность 9 млн. тонн руды, покажет время. Баир Ангаев, по его словам, сам ездил на месторождение, сам брал пробы воды в шахтах и убедился, что там идет серьезное загрязнение — превышение в шахтных водах предельно допустимых концентраций цинка составляет 1700 раз. Это
загрязнение попадает в реку Холодную и может рано или поздно достигнуть Байкала.

По словам министра, чтобы устранить эту угрозу для Байкала, нужно «выкопать» это ныне недействующее месторождение, то есть его задействовать. Или поставить там дорогостоящие очистные сооружения.

Сторонники разработки месторождения считают, что законсервировать его физически невозможно, поскольку его шесть километров штолен проходят через всю гору и нарушены все подземные горизонты. Противная же сторона считает, что разрабатывать
месторождение в целях защиты Байкала — это все равно, что «тушить костер ведром бензина». В настоящее время неясно, кто реально будет проводить процедуру консервации месторождения и рекультивацию нарушенной территории. По закону всем этим должна заниматься корпорация «Металлы Восточной Сибири» или ее правопреемники, которые выкупят у «Метрополя» активы МВС и лицензию на разработку Холоднинского месторождения. Но сам «Метрополь» больше озабочен пиар-проектом «Миры на Байкале» и поиском покупателей на Холоднинское, а не тем, как ликвидировать или минимизировать
шахтные стоки из штолен №№1, 2. Покупателей же пока не видно. Кому нужно месторождение, если его нельзя разрабатывать?

Сергей Басаев, «Информ полис» (Улан-Удэ) №22(870) от 03.06.2009

История вопроса и хронология развития бассейнового законодательства на Байкале

Двадцать лет тому назад

«Из многочисленных рудопроявлений и месторождений свинца и цинка в регионе балансом учтены по состоянию на 01.01.1986г. запасы колчеданно-полиметаллических руд Озерного и Холоднинского месторождений.

Озерное месторождение расположено в Еранинском районе Бурятской АССР, за пределами водосборного бассейна оз. Байкал, но на сопредельных территориях, которые входят в границы Территориальной комплексной схемы охраны природы (ТерКСОП) озера Байкал.Месторождение относится к крупным по запасам, может отрабатываться открытым способом; промышленную ценность
представляют свинцово-цинковые,колчеданные и колчеданно-сидеритовые руды. На их базе начато строительство горнообогатительного комбината (ГОК), которое в настоящее время законсервировано.

Холоднинское свинцово-цинковое месторождение разведано в 75 км к северу от Байкала по р. Холодной, впадающей непосредственно в озеро. На месторождении выявлен ряд полиметаллическиз зон с высоким содержанием свинца и цинка, а также повышенным содержанием серебра,кадмия, висмута. Месторождение
оценивается как крупное, продолжаются геологоразведочные работы по наращиванию запасов.

В региональной научно-иссследовательской программе СО АН СССР «Сибирь» месторождение оценивается как одна из сырьевых баз развития цветной металллургии Восточной Сибири; продолжение геологоразведочных работ на месторождении с целью расширения минерально-сырьевой базы будущего Холоднинского ГОКа рекомендуется в Долговременной государственной программе
комплексного развития Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000г.

Положение Холоднинского полиметаллического месторождения вблизи озера Байкал определяет необходимость экологической экспертизы уже самой идеи отработки месторождения
при существующей технологии, а также экологической экспертизы последствий ведущихся геологоразведочных работ на этом месторождении.

Анализ минерально-сырьевой базы Байкальского региона определяет необходимость учитывать при решении вопроса об ее освоении и эксплуатации две позиции. Первая — это классификация месторождений региона по степени экологической опасности, выполненная Институтом земной коры СО АН СССР.

К экологически наиболее опасным в случае их эксплуатации в регионе отнесены Холоднинское колчеданное свинцово-цинковое, Ангольское колчеданное свинцово-цинковое, Байкальское сульфидное медно-никелевое, Зангоднинское сероноколчеданное,
Озерное колчеданное свинцово-цинковое, Халютинское стронциевое, Ошурковское апатитовое.

Вторая позиция — экологическое зонирование бассейна оз. Байкал выделяет зону особо строгой охраны природных комплексов (на первом этапе — Прибрежная защитная полоса), в
которой рекомендуется запрещение производства горных работ и добычи полезных ископаемых.

Из разведанных наиболее экологически опасных месторождений в этой зоне располагается Холоднинское
свинцово-цинковое месторождение.

По данным ВИЭМСа Мингео СССР, минерально-сырьевой потенциал Байкальского региона значителен, но в нем нет таких видов полезных ископаемых или месторождений, которые можно было бы оценить как уникальные, «незаменимые», представляющие первостепенный интерес для народного хозяйства страны в ближайшей перспективе.

В границы «Первой зоны охраны» вошли «Прибрежная защитная полоса вокруг оз. Байкал», установленная Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 апреля 1987г. №434, внутри которой в настоящее время располагаются территории с различными режимами природопользования: от запретного в заповедниках до нерегламентированного в урбанизированных районах южного Байкала, гг. Селенгинске, Северобайкальске.

Поэтому прибрежная защитная полоса рассматривается как территория первоочередной (1987-1995гг.) реализации комплекса природоохранных мероприятий, обеспечивающих режим жестко ограниченного природопользования в этой зоне. На следующем этапе (1996-2005гг.) этот режим необходимо установить
на всей остальной территории Первой зоны охраны акватории озера Байкал, прилегающих к ней природных комплексов, входящих в основную зону формирования уникальной экосистемы оз. Байкал.

В пределах Первой зоны охраны запрещается:

-Производство горных работ и добыча полезных ископаемых;

-Ведение промышленных лесозаготовок;

-Закачка промышленных сточных вод в подземные горизонты и захоронение токсичных производственных отходов;

-Применение минеральных удобрений и ядохимикатов;

-Строительство новых и расширение действующих промышленных, сельскохозяйственных и других объектов и сооружений, не связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживания постоянного населения зоны и отдыхающих;

-создание новых и расширение существующих населенных пунктов на территориях, непосредственно прилегающих к береговой линии оз. Байкал;

-размещение гражданских и хозяйственных объектов на реках, являющихся нерестовыми для ценных промысловых видов рыб;

-строительство инженерных сооружений, нарушающих экологический режим озера;

-перевозка народнохозяйственных грузов, приводящая к загрязнению природной среды».

Выдержки из Террриториальной комплексной схемы охраны природы бассейна озера Байкал (ТерКСОП оз. Байкал), утв. Президиумом Совета
Министров РСФСР 14 апреля 1990г.

Спустя 20 лет.
Планов
громадье.

Справка:

Инвестиционный проект «Комплексное развитие Забайкалья» одобрен Инвестиционной комиссией 19 октября 2007 года. В ходе первого этапа его реализации будут спроектированы:

ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — Витимский ГЭК, Мокская
ГЭС и Ивановский контр- регулятор.

  Инвесторы — ОАО
«ГидроОГК» и Инвестиционный фонд РФ.

ГОРНОДОБЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС Озерный, Гундуйский,
Сулундинcкий и Холоднинский ГОКи (Республика Бурятия).

Инвестор — ИФК «Метрополь».

КОМПЛЕКС ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ (по переработке цинка и
свинца)- Первомайский металлургический комбинат (Забайкальский Kpaй).

 Инвестор — ИФК
«Метрополь».

АТОМНЫЙ КОМПЛЕКС — Хиагдинский ГХК (Республика
Бурятия). Инвестор — ООО «Атом-редметзолото».

СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВА
Таксимовский цементный завод (Республика Бурятия).

Инвестор — ООО «Корпорация развития Забайкалья».

ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ — железная дорога
станция Могзон (Транссиб) -Озерный ГОК

(160,4 км), железная дорога станция Холодное (БАМ) —
Холодненский ГОК (45 км), автомобильные дороги (153 км).

Пресс-служба Президента и Правительства Республики Бурятия.

 Газета «Бурятия»
№120(4253) 05 июля 2008г.

 

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Правительство РФ привело
перечень видов запрещенной деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории
в соответствие с действующим лесным законодательством России — изменения в
данный перечень подписаны 19 мая 2009 года премьером Владимиром Путиным.

Сам перечень был утвержден 30 августа 2001 года
постановлением кабинета министров РФ. В опубликованных  в понедельник изменениях в некоторых пунктах
перечня заменены формулировки, дополнены и исключены ряд   абзацев.

«В целом, это положительные изменения. Формулировки
стали несколько более жесткими, в частности,введены полный запрет на сплошные
рубки, на выборочные и сплошные вырубки в кедровых лесах и полный запрет на
коммерческую заготовку древесины, кроме заготовки древесины гражданами для
собственных нужд. Это жесткий
режим лесопользования», — заявил РИА Новости эксперт Гринпис России по
лесному  хозяйству Михаил Крейндлин.

 

 Комментарий БРО
по Байкалу.

 По сути мы вернулись
к уровню законодательной проработки бассейновой 
концепции охраны и развития 
территории, сформулированной и 
утвержденной в  ТерКСОП  озера Байкал в 1990г.

 В разработке ТерКСОП  озера Байкал принимало участие около 70
ведущих  научных   учреждений СССР, в  1988г.были проведены первые общественные
слушания в    Улан-Удэ, Иркутске и Чите,
а в 1989г.- Государственная экологическая экспертиза этого   объемного комплексного   документа под  председательством известного   географа д.г.н.  Глазовского Н.Ф., ученый секретарь   — к.г.н. Антипова А.В.(Институт   географии АН СССР).

   После утверждения
ТерКСОП озера Байкал   Президиумом  Правительства РСФСР в 1990г. дальнейшее  развитие бассейнового   законодательства переместилось в Комитет по
экологии Верховного  Совета СССР,  где под руководством   Яблокова А.В. был подготовлен первый
законопроект «Об охране  озера
Байкал»  (автор  бассейновой концепции — Казанник А.И.).

В постперестроечный период 
этот законопроект перекочевал под крышу Верховного Совета РСФСР/ РФ.
После  долгих мытарств (в период с 1992г.
по 1999г. было подготовлено и рассмотрено Верховным Советом РСФСР,

Госдумой Федерального Собрания РФ 20 версий ФЗ «Об
охране озера Байкал») этот первый федеральный закон,  где была реализована бассейновая концепция
сохранения уникального водного объекта и сбалансированного развития территории,
покрывающей четыре субъекта федерации,был наконец утвержден Президентом РФ
Б.Н.Ельциным  01 мая 1999г. За три года
до этого в 1996г.Байкал и прилегающая 
территория, практически совпадающая с Первой зоны охраны ТерКСОП
озера  Байкал, благодаря стараниям

 ГРИНПИС России и
поддержке Председателя  Госкомэкологии РФ
В.И.Данилова-Данильяна, получила статус 
Участка  всемирного природного
наследия ЮНЕСКО. К сожалению, в последний 
момент из законопроекта  «Об
охране  озера Байкал» было
изъято  описание границ Центральной  экологической зоны Байкальской природной  территории(ЦЭЗ БПТ)практически совпадавшее с
границами участка  всемирного
природного  наследия и Первой зоны охраны
ТерКСОП озера Байкал. Вышедший под давлением общественности Перечень  видов 
деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ 
(утвержден Постановлением 
Правительства РФ №643 от

 30 августа  2001г.), ввиду отсутствия  утвержденных границ ЦЭЗ БПТ  имел действие только на  прибрежную полосу озера шириной 500 м. В нем
в  числе прочих  запрещалось 
строительство магистральных 
трубопроводов и разработка 
новых  месторождений полезных
ископаемых. Этим не замедлили 
воспользоваться нефтянники и газовики, а   также ИФК 
«Метрополь»,выигравший аукцион на право  приобретения лицензии на  разработку Холоднинского  месторождения полиметаллов.  Особенность 
этой сделки заключалась в
том, что первоначально заявка была 
оформлена на участок за пределами границ 
Участка всемирного природного 
наследия на переферии 
рудопроявления, однако, в ходе оформления  лицензии Роснедра границы участка    чудесным образом  сползли километров  на 20 южнее и попали аккурат на территорию водосбора Байкала в
границах Первой  зоны охраны  ТерКСОП озера Байкал или всемирного природного
наследия  «Озеро Байкал».
Случилась эта  метамофоза с аукцином  и 
лицензией  в  2004г. вопреки протестам  экологической 
общественности  (Гринпис
России  и 
региональных  экологических
организаций) и  при наличии отрицательного
заключения   по  обосновывающим материалам условий  проведения аукциона отдела  государственной экологической экспертизы   Главного управления  природных 
ресурсов и охраны окружающей среды (ГУПР) МПР России по Республике
Бурятия,  которое его  старшие собратья из Москвы проигнорировали, положили  потихоньку под  сукно и подписали  что надо и 
где надо.

  Однако, через два
года эта афера Роснедра вышла «Метрополю» боком и привела к
правовой   коллизии:   лицензия  
выдана, а   добывать нельзя. Дело
в том, что когда   завершилась эпопея
с  прокладкой   трубопроводов у Байкала и пресс нефтяного лобби ослабел (Счетная   палата РФ до сих пор не может разобраться, куда закопал менеджмент Семена
Вайнштока половину средств на
ВСТО-1), совместными усилиями
экологические НПО добились утверждения границ ЦЭЗ БПТ в границах Участка всемирного природного наследия (Распоряжение   Правительства РФ от 27 ноября 2006г.№
1641-р) и Холоднинское месторождение
оказалось в зоне действия запрета Перечня видов
деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ. С этого момента   начались активные действия по лоббированию поправок в Перечень, поддержанные
региональными властями Бурятии,
провозгласившие   горнодобывающий
комплекс локомотивом экономики республики, добрая половина населения которой
занята в аграрном секторе,
что вполне объяснимо историческими причинами. После двухлетней бурной переписки
НПО с различными ветявями власти и   напряженной работы независимых экспертов
последовало два   отрицательных
заключений госэкспертизы на проекты
отработки Холоднинского месторождения. Похоже призрачность радужных планов создания свинцово-цинковых Нью-Васюков на севере Байкала стала очевидной сейчас
даже для самых закоренелых оптимистов в   Правительстве РБ, финансовый кризис лишь слегка ускорил движение  мысли в нужном направлении и разбудил дремавшие материнские   чувства 
к священному озеру со стороны менеджмента «Метрополя», учредившего Фонд сохранения биоразнообразия озера Байкал и создавшего дочернее
предприятие ОАО «Путник Сибири», 
ставшее одним из акционеров соооружаемой на федеральные деньги
особой  экономической зоны  туристко-рекреационного типа «Байкальская
гавань». Как говорится, семь  футов
им под килем.

 Измененный же
Перечень на данный момент представляется сбалансированным компромиссом
между  стремлением  развивать 
туристско-рекреационную деятельность, 
традиционные формы хозяйствования для местного  населения 
и необходимостью сохранения
уникальных природных комплексов 
экосистемы Байкала, 
восстановления антропогенно-нарушенных 
ландшафтов, обеспечивающих 
чистоту байкальских вод.

По меньшей мере два 
пункта Перечня делают невозможным разработку Холоднинского месторождения
полиметаллов.

В тоже время у ИФК «Метрополь» остается
законодательно определенная возможность разработки Озерного месторождения цинка
и свинца, расположенного  вне водосборной
территории озера Байкал. По информации от генерального директора
ОАО»Озерный ГОК» Фахрутдинова И.А. в настоящее время подготовлен
проект «Вскрытие и опытно-промышленная отработка месторождения
полиметаллических руд «Озерное»(Республика Бурятия)», который
проходит госэкспертизу в Красноярском филиале Главгосэкспертизы России.

   Для дальнейшего
развития правовой базы бассейновой модели развития   БПТ необходимо в ближайшее время  запустить процедуру обсуждения и согласования проектов границ водоохранной
зоны озера Байкал, Схем  территориального
планирования ЦЭЗ БПТ, РБ, Иркутской области и  Забайкальского края, а также муниципальных
образований. Необходимо добиться также гласного 
обсуждения с заинтересованной 
общественностью проекта Правил регуливания водного режима  Ангаро-Енисейского каскада ГЭС и других  важных нормативных актов в развитие
федерального закона «Об охране 
озера Байкал».

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАПРЕЩЕННЫХ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗОНЕ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

 (утвержден
Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 с изменениями, утвержденными Постановлением  Правительства РФ от 19 мая 2009г.  №435)

 1.»Использование лесов с применением опасных для
экологической системы озера Байкал средств защиты растений, а также использование авиации при применении
средств борьбы с вредителями леса.

2.Заготовка древесины, за исключением заготовки древесины в
установленном порядке гражданами для собственных нужд, проведение сплошных рубок лесных
насаждений, а в кедровых лесах — всех видов рубок, за исключением
проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

3.Заготовка живицы.

4.Добыча сырой нефти и природного газа.

5.Добыча радиоактивных руд.

6.Добыча металлических руд.

8.Разведка и разработка новых месторождений, ранее не
затронутых эксплуатационными работами.

9.Добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в
его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, кроме
добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
а также проведения дноуглубительных работ.

10.Выделка и крашение меха.

11.Дубление и выделка кожи.

12.Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них
без использования бессточных систем водопользования на производственные нужды.

13.Коксохимическое производство, производство продукции
нефтеперегонки, радиоактивных веществ и продукции на их основе.

14.Производство продуктов химического синтеза.

15.Производство резиновых и пластмассовых изделий.

16.Производство неметаллических прочих минеральных
продуктов.

17.Производство металлургическое.

18.Производство источников автономного
электропитания. Производство продуктов биотехнологическими методами.

19.Производство, сбор и распределение электроэнергии при
единичной мощности энергоустановок свыше 100 МВт, а также деятельность по поставке
энергии за пределы центральной экологической зоны Байкальской природной
территории. Производство энергии на атомных электростанциях.

20.Строительство зданий и сооружений (или их частей),
функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых
природных территорий федерального значения и особых экономических зон
туристско-рекреационного типа,с системами жизнеобеспечения и обеспечения
экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных
объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на
незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные
зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

21.Реконструкция и перепрофилирование предприятий без использования
бессточных систем водопользования на производственные нужды этих предприятий.

22.Строительство автомобильных и железных дорог, для
сооружения которых требуются перевод лесных земель лесного фонда в нелесные
земли и изъятие их из лесного фонда, за исключением строительства автомобильных
дорог, необходимых для функционирования жилых и хозяйственных объектов,а также
особых экономических зон туристско-рекреационного типа,, расположенных в
центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

23.Строительство магистральных нефтепроводов, газопроводов и
иных продуктопроводов, за исключением газопроводов для местного газоснабжения.

24.Размещение рекреационных объектов, временных палаточных
городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами
особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон
туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке
документов территориального планирования, а также
размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за  пределами рекреационных зон.

25.Строительство зданий и сооружений топливно —
энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий.

26.Строительство зданий и сооружений машиностроительных
предприятий.

27.Строительство зданий и сооружений предприятий лесной
промышленности, деревообрабатывающих, целлюлозно — бумажных, стекольных,
фарфорофаянсовых, полиграфических предприятий и предприятий промышленности
строительных материалов.

28.Строительство зданий и сооружений предприятий легкой,
пищевой, микробиологической,мукомольно — крупяной, комбикормовой и медицинской
промышленности.

29.Строительство зданий и сооружений предприятий
строительной индустрии, транспорта и связи,кроме строительства зданий и
сооружений водного транспорта.

30.Оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом
и смежной продукцией.

31.Деятельность внутреннего водного транспорта в части:

32. использования плавучих средств (за исключением маломерных
судов), не имеющих устройств по сбору и сдаче нефтесодержащих, льяльных,
хозяйственно — бытовых сточных вод и отходов производства и потребления;

33.перевозки нефтепродуктов, сельскохозяйственных удобрений,
пестицидов, сильнодействующих и ядовитых веществ без упаковки в герметичную
тару, обеспечивающую сохранность груза при авариях судов и иных плавучих
средств;

34.использования судов и иных плавучих средств в
3-километровой зоне от мест лежбищ байкальской нерпы и в местах нерестилищ
ценных видов рыб, кроме использования судов в целях охраны, мониторинга и
воспроизводства рыбных запасов и проведения неотложных аварийно — спасательных
работ;

35.буксировки по озеру Байкал древесины в плотах и кошелях.

36.Деятельность по обеспечению лесосплава, в том числе
молевого сплава леса по рекам, впадающим в озеро Байкал.

37.Исследования и разработки в области естественных и
технических наук, связанные с:

38.использованием генно — инженерных технологий;

39.проведением работ с биологическими объектами, приводящих
к изменениям их генетической структуры;

40.акклиматизацией биологических объектов, несвойственных
естественным экосистемам Байкальской природной территории;

41.использованием ядерно — взрывных технологий.

42.Хозяйственная деятельность по акклиматизации
биологических объектов, несвойственных естественным экосистемам Байкальской
природной территории.

43.Деятельность в области обороны, связанная с испытаниями,
утилизацией, уничтожением и захоронением систем вооружения, военной техники и
боеприпасов, химических и взрывчатых веществ.

44.Деятельность по отведению сточных вод и утилизации
отходов в части:

45.складирования, захоронения и обезвреживания вновь
образующихся опасных промышленных отходов;

обезвреживания отходов производства и потребления путем
сжигания;

сброса в водные объекты и захоронения в них отходов, а также
наземного и подземного захоронения отходов, в том числе радиоактивных веществ
(материалов);

сброса сточных вод без очистки до нормативного качества, а
также сточных вод, содержащих токсичные и иные вещества, для которых не
установлены предельно допустимые концентрации этих веществ в водных объектах
рыбохозяйственного назначения;

сброса сточных и дренажных вод в водные объекты в местах
нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб, в местах размножения
эндемичных, реликтовых и занесенных в Красную книгу Российской Федерации и
красные книги субъектов Российской Федерации видов животных и растений;

сброса с судов и других плавучих средств в водные объекты
мусора, нефтесодержащих, льяльных и иных сточных вод.

Деятельность по предоставлению жилищно — коммунальных услуг
при эксплуатации санаторно — курортных и рекреационных комплексов без
сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод и выбросов вредных веществ  в атмосферный воздух до утвержденных
нормативов.

Деятельность, связанная с проведением взрывных работ на
акватории озера Байкал и в его водоохранной зоне».

 Подготовил:  Шапхаев C.Г.

Общественная организация «Бурятское региональное
объединение по Байкалу».

Почтовый адрес: 670013, г.Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 «В».
Тел./факс: (301-2) 21-02-88.
Эл. почта: shap@esstu.ru
Адрес в Интернете: http://bro.burinfo.ru
www.roll-baikal.ru