Бог, человек и Байкал
Байкальское движение — народное движение в
защиту Байкала — состоит из разных слоев нашего общества. Безусловно,
участие религиозных деятелей в защите Священного Байкала заслуживает особого внимания.
Мы представляем позицию православного
священника Вадима Колеватова, которая вызывает у нас глубочайшее
уважение. Пожалуйста, дочитайте до конца.
Священник Вадим Колеватов:
В свое время я учился на биофаке ИГУ. Это было уже достаточно давно – в начале 80-х, поэтому вопросы экологии мне не чужды, более того – они близки
мне. Будучи верующим человеком, я воспринимаю окружающий меня мир как
дар Божий. И чувствую свою ответственность за сохранение дома, в
котором я живу, не только перед потомками, но и перед Создателем.
Основы
заветных отношений человека и природы мы можем найти в Священном
писании. Уже из первых глав книги Бытия видно, что именно человек
поставлен «домоуправителем» планеты Земля, владыка и хозяин которой — Бог. «28
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими
и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по
земле.» Быт.1, 28
Много наставлял Господь людей, чтобы они были добрыми и рачительными «природопользователями»: «а
в седьмой (год) оставляй ее (землю) в покое, чтобы питались убогие из
твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же
поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею». Исх.23:11
«Только
те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу,
можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который
ведет с тобою войну, доколе не покоришь его». Втор.20:20
Безусловно,
и сегодня продолжает быть Воля Божья в том, чтобы человек оберегал и
сохранял, а лучше всего, еще и преукрашал место своего обитания.
Тем
более горько было узнать, что премьер министр РФ, позиционируя себя,
как православный христианин, издает Постановление № 1 от 13 января
2010г., результатом которого становится возобновление промышленных сбросов БЦБК в озеро Байкал и разрешение сваливать не переработанные отходы «за пределами специально оборудованных мест». Этот документ, кроме как вредительство, я квалифицировать не могу.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Иоан.15:13. Так сказал нам Господь. Русский
человек долготерпелив. Он может смиренно сносить притеснения, обиды и
унижения, особенно от начальствующих над ним. Но когда злодей восстает
на дорогое для русского сердца, разве он сможет остаться в стороне?
Конечно, нет.
А Байкал без исключения для каждого сибиряка является
дорогим для его сердца другом. И очень большой Любовью. Эта Любовь
возникает зачастую с первого взгляда, с первой встречи, с первого
прикосновения, когда подходишь к берегу, к самой кромке прибоя, когда
тепло и светит солнце, и яркие блики играют в камушках и не дают прямо
смотреть на них и приходится щуриться. Садишься на корточки и опускаешь
руки в воду. И замираешь сначала от неожиданности, а потом от восторга. В ладонях поднимаешь маленькое озеро ко рту и делаешь глоток. Вода такая холодная, что можно проследить весь ее путь от стылой зубной ломоты до места, где она улеглась и уже
начинает потихоньку отогреваться. Потом еще набираешь и плескаешь ее на
разгоряченное летним солнцем лицо. Ледяные струйки забегают за воротник
и скользят вдоль спины, отнимая по пути своему утомление и возвращая
силу и бодрость. Человек принял его в себя, соединился с ним, он растворился в человеке. Человек и Байкал стали сопричастны друг другу. Это
первое причастие Байкалу. После этого, если у человека есть сердце, то
он уже никогда не забудет Байкал и никогда не продаст его. А когда
сердца нет, можно даже и на дно спуститься в батискафе, можно и на
лыжах с гор… но, как говорится, простите, ничего личного.
Ладно – понятно, Москва — далеко, премьер — высоко. Но губернатор то наш — здесь,
рядом. Кому как не ему глубже знать проблемы области и чаяния народа.
Кому как не ему возвысить свой голос и вместе с иркутянами встать на
защиту Байкала.
Вот слова, которые сказал Д.Ф. Мезенцев на встрече с клириками нашей Епархии.
— Я уверяю вас, что, единожды
сделав выбор в вере, я буду ему следовать, буду служить людям и Богу. Я
знаю, что то, что мы хотим сделать в регионе, невозможно без помощи
Божией. И нам хочется, чтобы люди не замыкалась в своем маленьком
мирке, верили в Бога и Церковь, доверяли власти. Совместно мы должны
сделать нашу область достойной комфортной, уверенной и стабильной жизни.
Вообще
я бы не сел писать эти строки, поскольку почти никогда не слушал речей
политиков и высокопоставленных чиновников. Их обещания легко проходили
мимо моих ушей и моего сердца. Но так случилось, что губернатор пришел на наше Епархиальное собрание и я невольно оказался втянутым в
сферу его обаяния. Интеллигентность, открытость, готовность ответить на
любые вопросы произвели на меня необходимое впечатление. Выслушав его
пламенные речи, не только я, но и многие из нас поверили
тогда, что вот пришел человек, который захочет действительно сделать
что-то доброе для наших земляков. Нам, конечно, польстило, что впервые
губернатор встретился с духовенством, причем сам пришел можно сказать к
нам в гости, и ответил на многие животрепещущие вопросы. Известно,
что верующие люди очень доверчивы. Быть верующим и доверчивым – это
почти одно и тоже. Многие, к сожалению, очень успешно пользуются этой доверчивостью ради каких-то своих корыстных интересов.
Необычайно
быстро ушло очарование. За короткое время наш губернатор предпринял ряд
действий, которые полностью лишили его доверия жителей если и не всей
Области, то, как минимум, здравомыслящей ее части. Конечно, в первую очередь, я имею в виду его активную деятельность в период выборной кампании мэра г. Иркутска. Я не видел ранее более неприятных и неопрятных предвыборных мероприятий.
Во вторую же очередь сильно огорчили его действия относительно проблемы загрязнения Байкала, которые идут в разрез с исторической (не побоюсь этого слова) волей жителей Приангарья и причиняют серьезный ущерб экологии озера.
Возникает
и еще одна проблема: вдруг с совершенной ясностью я представил, что
когда люди открыто дадут свою негативную оценку попытке возобновления
деятельности БЦБК и позиции губернатора по этому вопросу, а таковые
процессы уже идут – по всей стране проходят митинги в защиту озера
Байкал, в блогах и на форумах люди высказывают свое возмущение
Постановлением №1 и деятельность высокопоставленных чиновников по этому
вопросу, то затем и в сторону нашей Церкви посыплются упреки,
что, мол, и РПЦ вместе с теми, кто хочет окончательно уничтожить
священное озеро. И здесь я вынужден дать нравственную оценку событиям,
происходящим вокруг Байкала.
Оценка эта проста и однозначна — все, что противоречит воле Божьей, становится безнравственным и греховным. Таким образом, загрязнение Байкала становится делом плохим, не Богоугодным. Когда Господь сотворил мир, то, посмотрел на Свое творение и « … увидел, что это хорошо».
Все, что создает Господь, есть Совершенство и Красота. Озеро Байкал –
чистейший голубой сверкающий бриллиант в диадеме Божественного
мироздания. И если кто-то оскверняет, нарушает совершенство красоты
Божьего мира, то он хулит Духа Святаго, который «носился над водою» и ткал из первоматерии великолепие этого мира, воспетого однажды псалмопевцем Давидом в хвалебной оде Творцу и Его Созданию — в 103 Псалме. И
кем бы он ни был: президентом ли, премьером ли, губернатором ли,
олигархом ли или браконьером каким-нибудь, то этот человек, безусловно,
помощи Божией, на которую так рассчитывает и надеется наш губернатор, не получит. Скорее всего, такой человек получит обратное – гнев и проклятье.
Про таких сказано: «гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи».
Прискорбно, что своим отношением к проблеме Д.Ф.Мезенцев дискредитирует Русскую Православную Церковь, из рук которой он принял орден
святого Даниила Московского. Дискредитирует именно тем, что сначала
призывает людей верить в Бога, Церковь и доверять власти, а затем
своими действиями в корне подрываете доверие к этой власти, нанося, тем
самым, удар и по вере в Бога и Церковь.
Еще раз убеждаюсь в словах Давида: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
Можно,
конечно, относится ко всему беззаконию, которое творится сейчас вокруг
нас как к наказанию Божьему и терпеливо ждать, когда же Господь обратит
Свой праведный гнев на милость и пошлет нам, наконец, в управители
людей мудрых, сильных, волевых, глубоко нравственных, конечно верующих,
но самое главное, в первую очередь, крепко любящих свое Отечество.
Народ встанет за такого человека стеной, доверится ему всей, истосковавшейся по истинной любви и заботе, душою. И вместе они могут стать такой созидательной силой, что весь мир ахнет.
Вот и я, с надеждой ожидая милости Божьей, все же хочу и имею право обозначить свою гражданскую позицию, поскольку я не только православный священник, но я еще и гражданин. Что я и сделал в этом письме.
Аминь.
Кроме того что Батюшка настоящий православный священник, он Гражданин. Снимаю шляпу…