05.01.2008

Центр Экологических Путешествий: практика экотуризма в России

Автор: Discover Baikal


Д. Морозова. Центр
Экологических Путешествий (Москва)

Главной задачей Центра Экологических Путешествий
(www.ecotravel.ru) является развитие научного и познавательного, природо­ориентированного
туризма в российских заповедниках и национальных парках, расширение их
взаимодействия друг с другом, а также с российскими и международными
природоохранными организациями, научными центрами, университетами и
экотуристическими ассоциациями.

За время существования Центра было разработано большое
количество экотуров различной направленности и продолжительности, для различных
туристических групп из стран СНГ, Европейского Союза, США, Канады и Австралии.
Список наших туров начинается от лёгких экотуров выходного дня недалеко от Москвы
до продолжительных и относительно сложных маршрутов в самые удалённые уголки
России и других стран Азии, Африки и Латинской Америки. Для студентов и
специалистов в различных областях естественных наук мы организуем теоретические
и практические занятия в рамках научно-исследовательских экспедиций и
студенческих практик под руководством опытных российских учёных.

До 2002 г. деятельность Центра практически полностью была
ориентирована на иностранных клиентов. Причины этого явления понятны. Тогда
термины «экологический туризм» и «природо-ориентированный туризм» существовали
только в теории. В России не было спроса на экотуризм, не было и предложений
соответствующего турпродукта для российской аудитории. В то же время большая
популярность экологического туризма в странах Европы и Америки способствовала
возрастанию интереса зарубежных туристов к уникальным природным комплексам
России.

Экотуризм — недешёвое удовольствие. Совсем немногие русские
туристы были готовы тратить большие деньги на такие вещи, как охрана природы и
экотуризм, большинство предпочитали ехать за границу отдыхать на море. Пожалуй,
позволить себе такую «роскошь» могли только иностранцы.

Наибольшей популярностью среди иностранных экотуристов
пользовались туры по наблюдению за птицами, так называемый «бёрдвотчинг» (от
англ. birdwatching — наблюдения за птицами), и научные экспедиции различных
направленностей: биологические, географические, культурно­исторические и
другие, полевые практики для студентов. Самые популярные регионы: озеро Байкал,
Енисей, Дальний Восток, для бёрдвотчинга — дельты рек Волги и Лены, птичьи
колонии на Дальнем Востоке и Командорских островах.

Что же такое экотуризм и чем он отличается от других видов
туризма? Определение, которого придерживается наш Центр, принято Международным
обществом экотуризма: «Целенаправленные путешествия по природным территориям с
целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, не нарушающие
целостность экосистем, способствующие тому, чтобы охрана природных ресурсов
была выгодной для местных жителей».

Существует большое количество других определений
экологического туризма. Ведутся теоретические разработки, пишутся дипломные
работы и диссертации, устраиваются конференции и семинары. Большая часть
определений содержит приблизительно одинаковый набор утверждений,
сформированных в ходе эволюции этого понятия, с небольшими вариациями на тему.
Определение экологического туризма в теории — это некая утопия, идеал, которого
мы вряд ли когда-нибудь достигнем. Как правило, а особенно это касается России,
практика очень сильно расходится с теорией (точнее, сегодня в нашей стране
экологического туризма в его строгом определении не существует).

Теоретические разработки и научные изыскания, безусловно,
нужны. В данный момент их более чем достаточно. Иногда теоретиков уносит в
такие высоконаучные сферы, что уже нет никакой связи с реальностью. В
результате мы имеем некую абстрактную работу, и принесёт ли она пользу для
такого чисто практического и коммерческого рода деятельности человека, как
туризм, большой вопрос. Накопившийся багаж знаний уже давно пора реализовывать
в конкретные коммерческие проекты. Потому что экотуризм, как вид туризма, — это
в первую очередь бизнес, только более ответственный. К сожалению, очень часто
важность коммерческой составляющей упускается.

Существует большое количество видов и классификаций
экотуризма. Экотуры классифицируют по целям и объектам тура, местам назначения,
основной деятельности в течение тура, продолжительности, способу передвижения,
составу участников и т.д. Разрабатывая различные маршруты и логистику, работая
с людьми, мы придерживаемся следующей классификации.

Научно-ориентированные туры. Это как раз те самые полевые
практики для студентов естественно­научных факультетов, экспедиции для учёных,
разработанные под конкретные задачи исследовательской группы, волонтёрские
проекты. Сюда же можно отнести и популярный среди зарубежных туристов
бёрдвотчинг. В этой группе туров основные клиенты — иностранные туристы. Как
правило, маршруты для научных исследовательских групп и студенческих практик
разрабатываются за 1-2 года, проводится логистика, обсуждается программа вплоть
до мельчайших деталей, подробно оговариваются структуры лекций, семинаров,
содержание полевых работ.

Для научно-ориентированного туризма количество человек может
колебаться от малых (4-6 человек) до больших (40 и более человек) в зависимости
от поставленных задач. Продолжительность, как правило, составляет от 7-10 (для
наблюдения за птицами) до 30 и более дней (для практик и экспедиций).

Приключенческий природо­ориентированный туризм. В эту
категорию включаются туры, в которых сочетается осмотр природных
достопримечательностей с активной деятельностью, подразумевающей определённую
физическую нагрузку. Это так называемые «active tours», «outdoor tours»,
«overland tours». Разнообразие видов приключенческого туризма изменяется от
ненапряжённых однодневных вылазок до экстремальных маршрутов: сплав, рыбалка,
конные маршруты, сафари (или по-другому, фотоохота — распространённый вид
туризма в национальных парках Африки), альпинизм и многое другое. Маршрут
частично или полностью может проходить на территории природных резерватов —
заповедников или национальных парков.

В приключенческом туризме размер групп и продолжительность
могут сильно варьировать в зависимости от маршрута. Так, например, overland
tours по Африке могут достигать 2 месяцев при группах до 25 человек.

Экотуризм на ООПТ. Экотуры различной продолжительности проходят
на территориях заповедников и национальных парков. В этом случае проживание
осуществляется на специально предназначенной для этого территории ООПТ.
Программа составляется заранее и оговаривается с каждой конкретной группой. В
программу включается знакомство с деятельностью заповедника, посещение экотроп,
природо-ориентированные экскурсии, проведение эколого-просветительских
семинаров и лекций, посещение музеев природы. Всё это под руководством опытных
гидов, егерей, сотрудников и научных работников ООПТ.

Для экотуризма на ООПТ ограничения строги. Во-первых, это
всегда малые группы до 8, максимум 12 человек, чтобы снизить рекреационную
нагрузку на ООПТ. Во-вторых, по этой же причине, продолжительность экотуров,
как правило, не превышает 5-8 дней.

Так, например, наш Центр разработал и успешно внедрил
экотуры выходного дня по ближайшим к Москве заповедникам и национальным паркам.
Это краткосрочные поездки (1-2 дня) в ООПТ для малых групп. Туры выходного дня
пользуются большим спросом у москвичей, которые хотят в выходные вырваться на
природу. В программу тура обязательно входят эколого-просветительские
экскурсии, которые проводят сотрудники ООПТ. Подобные программы можно успешно
внедрить в любом регионе, особенно на Байкале, Алтае, Урале, привлекая, в том числе,
проживающих там экологически-ответственных туристов.

Проблем развития экотуризма в России достаточно много, но
большинство из них возможно преодолеть. Необходимы инвестиции в развитие
инфраструктуры, подготовка квалифицированных кадров (гидов, проводников,
экскурсоводов по экологической тематике), решение проблемы недостатка
информации о стране в целом, отдельных регионах и возможностях туризма в них.
Даже в Москве, столице России, нет ни одного туристического информационного
центра, куда могли бы обращаться русские и иностранные туристы за необходимой
информацией и справочными материалами.

Поэтому вопросы качественного информирования и
экологического образования заслуживают отдельного внимания. Большое значение
для привлечения внимания и повышения интереса к экологическому туризму имеет
пропаганда экотуризма в средствах массовой информации. Всё больше мы видим в
новостях, в журналах статьи и очерки, посвящённые экологическому туризму,
большое количество информации в Интернете. Многие туристические компании
подхватили нарастающую волну интереса аудитории к экологическому туризму,
поспешили сделать специальные рубрики. Однако в большинстве случаев за этим ничего
не стоит. Термин «экологический туризм» постепенно превращается в брэнд,
который должна иметь каждая крупная компания. Чаще всего сотрудники таких
туркомпаний сами не понимают, что это значит, а молодых подготовленных кадров
пока очень мало.

Среди населения тоже в большинстве случаев преобладает
непонимание вопроса. В СМИ происходит попытка создать спрос на товар, в котором
мало пока кто разбирается, а аудитория не знает, как реагировать на него,
потому что ещё недостаточно подготовлена. Рынок только начинает созревать. К
нам, например, очень часто звонят люди, которые, начитавшись рекламных
буклетов, решили «заняться экотуризмом»: «Вы знаете, меня очень интересует
экологический туризм, но я не знаю, что это такое. Я хочу отправиться в экотур,
но не понимаю, что это означает. Что вы можете мне предложить? Я хочу в дикое
место, где много животных. Я смогу их там покормить?» Такие вопросы — следствие
недостатка качественной информации и низкого уровня экологического образования.
С такими клиентами приходится проводить беседы, разъяснять буквально на
пальцах, что такое экотуризм, зачем он нужен, почему они не смогут покормить
животных, а порой даже увидеть. Без предварительной беседы и подготовки такого
туриста отправлять в экотур нельзя.

В настоящий момент развитие экотуризма в России находится в
«зародышевом» состоянии. Сколько продлится этот инкубационный период — сложно
сказать. Безусловно, для заметных шагов вперёд к развитию нужна единая
стратегия, политика, крупные инвестиции в конкретные проекты, которые будут
воплощаться в жизнь. Нужны серьёзные шаги на федеральном и региональном
уровнях. Учитывая важную образовательную (для туристов) и социально-экономическую
(для местного населения) функции экотуризма, развитие одних или других его форм
актуально во всех регионах.

Было бы неправильным интегрировать в российские условия
какую-то одну из зарубежных моделей. Необходимо, основываясь на богатом
практическом опыте других стран, взяв за основу разработанные методики и
стратегии, которые могут быть нам полезны, создать собственные, адаптированные
к нашим условиям (законодательным, административным, природно-климатическим и
социальным), и выработать свою концепцию, основанную на российских реалиях.
Пока существуют пробные проекты в регионах, но единой концепции развития нет.
Ведущую роль сейчас играют общественные организации.