06.01.2008

Экологическая сертификации в туризме: примеры из зарубежного опыта

Автор: Discover Baikal

В современном мире существует широкий ряд программ и организаций,
специализирующихся в области добровольной экологической сертификации. Изучение
зарубежного опыта, безусловно, полезно, поскольку экологическая сертификация
туризма рано или поздно получит распространение и в России.


В. Григорьева, старший преподаватель кафедры
экологической безопасности и устойчивого развития регионов
Санкт-Петербургского государственного университета,
действительный член Российского географического общества и
Международного общества экотуризма

В современном мире существует широкий ряд программ и организаций,
специализирующихся в области добровольной экологической сертификации. Изучение
зарубежного опыта, безусловно, полезно, поскольку экологическая сертификация
туризма рано или поздно получит распространение и в России. (В интересах
сохранения природного наследия, конечно, лучше раньше, чем позже.)
Экосертификация особенно важна тем организациям, предприятиям, курортам,
туристическим комплексам и местам назначения, которые намерены следовать в
направлении развития экологического и устойчивого туризма и выходить на
международный уровень. Создание экологических сертификационных систем и
программ для туристической деятельности является одной из значимых современных
тенденций в развитии туризма. Дальнейшее развитие экологической сертификации
туризма может стать эффективным способом представления экологических сведений
для привлечения новых путешественников и прогрессивным направлением развития,
стимулирующим разработку новых качественных турпродуктов и услуг, наиболее
экологически дружественных окружающей среде.

Зелёный Глобус 21 (Green Globe 21; www.greenglobe21.com)

Программа «Зелёный Глобус 21» разрабатывалась с 1993 г., официально запущена
в 1994 г., сначала как членская программа без стандартов и проверок — компании
получали логотип программы, как только становились её членами. В 1999 г. в
программу были добавлены дополнительные стандарты и процедура независимого
аудита. В апреле 2001 г. установлена трёхуровневая сертификация с независимым
аудитом.

Программа имеет международный статус, на современном этапе охватывает
аэропорты, авиалинии, гавани, круизные корабли, железные дороги, гостиницы,
выставочные залы, рестораны, прокат машин и другие составляющие инфраструктуры
массового туризма, а также всевозможные туристские места назначения, включая
местные сообщества и охраняемые территории.

«Зелёный Глобус 21» — коммерческая организация, состоящая из трёх отделений
в Лондоне, Канберре и Пуэрто-Рико. Имеет партнёрские отношения с рядом
промышленных и правительственных организаций, включая Азиатско-Тихоокеанскую
ассоциацию путешествий, Всемирный совет по туризму и путешествиям, Всемирную
туристскую организацию, ЮНЕП, а также некоторые университеты и другие
организации.

Стандарты системы «Зелёный Глобус 21» охватывают 6 сфер:

  • уменьшение объёма отходов,
    многократное использование и переработка;
  • эффективность использования
    энергии;
  • управление использованием
    пресной воды;
  • управление сточными водами;
  • экологически чувствительная
    торговая политика;
  • социальное и культурное
    развитие.

Работа сертифицируемой организации в этих направлениях должна быть
поддержана наличием системы экологического менеджмента.

«Зелёный Глобус 21» выделяет несколько уровней выполнения критериев своего
стандарта. Соответственно организации получают разные логотипы: «affiliate» —
соответствие минимальному набору критериев, «benchmarked» (одобрено) —
соответствие основным критериям, «certified» (сертифицирован) — соответствие
всем требованиям стандарта, а также подтверждение этого соответствия аудитом,
проводимого третьей стороной непосредственно на объекте. Такое разделение
помогает заинтересованным потребителям понимать уровень экологической
ответственности сертифицированного объекта.

К 2002 г. логотипы «Зелёный глобус 21» выданы 500 компаниям и пунктам
туризма в более чем 100 странах.

Голубой флаг (Blue Flag; www.blueflag.org)

Международная сертификационная система «Голубой флаг» появилась во Франции в
1985 г. В 1987 г. (в Европейский год окружающей среды) она вышла на европейский
уровень как инициатива ЕС, а с 2001 г. приобрела международный статус — к ней
присоединились страны Карибского бассейна, ЮАР и Марокко.

Требования «Голубого флага» предназначены для объектов туризма на прибрежных
территориях, прежде всего, пляжей и гаваней с пристанями (яхтенно-катерными
стоянками). Кроме того, этим знаком отмечаются и маломерные суда (яхты,
катера), отвечающие высоким экологическим стандартам и обладающие качественными
средствами безопасности и сервиса.

В 1987 г. сертификатом «Голубой флаг» были награждены 244 пляжа и 208
пристаней в 10 странах, и с каждым годом число таких объектов всё возрастает,
несмотря на то, что требования сертификационной системы постоянно становятся
жёстче. В 2001 г. «Голубым флагом» уже обладали 2046 пляжей и 713 гаваней в 22
странах. В 2005 г. в лидеры по количеству пляжей, имеющих «Голубой флаг», вышла
Греция, где этим сертификатом было отмечено почти 400 пляжей. К 2007 г. награду
«Голубой флаг» получило свыше 3 200 пляжей и гаваней в 37 странах Европы,
Африки, на американском континенте.

В Северо-Западном регионе РФ движение «Голубой флаг» с 2002 г. развивает
общественная организация «Санкт-Петербург за экологию Балтики»
(www.kspt-blueflag.ru). В 2005 г. парусный катамаран «Центаурус–II» стал первым
маломерным судном в России, получившим индивидуальный «Голубой флаг» (см.
www.centaurus.ru). В 2006 г. приступили к реализации сертификационного процесса
и являются кандидатами на получение «Голубого флага» стоянка катеров
«Франкарди» (Санкт-Петербург) и пляж Коркинского озера (Всеволожский район
Ленинградской области).

«Голубой флаг» — эксклюзивный экологический лейбл, своеобразный «знак
качества», разработанный международным некоммерческим Фондом за экологическое
образование (Foundation for Environmental Education). Наличие у пляжа,
пристани, катера или яхты «Голубого флага» свидетельствует как о серьёзных
экологических достижениях, так и о безопасности и качественном сервисе.
«Голубой флаг» действителен только в течение года, поэтому его необходимо
получать ежегодно.

Требования, лежащие в основе «Голубого флага», касаются качества воды,
экологического менеджмента, экологического просвещения и информирования
посетителей, туроператоров и лиц, принимающих решения, а также безопасности и
сервиса. Например, на территорию пляжа не должно оказываться никакого влияния
от промышленных и бытовых стоков; посетителям не позволяется оставлять после
себя мусор; не допускается заезд на территорию пляжа и к кромке воды автотранспорта,
автомобили должны быть оставлены на специально оборудованных стоянках;
информация об экологически уязвимых территориях в прибрежной зоне, включая их
флору и фауну, должна быть выставлена на всеобщий обзор и включаться в состав
туристской информации; на пляже должен быть пункт по оказанию первой помощи,
доступный и с легко определяемым местоположением и т.д.

Зелёный ключ (Green Key / Den Groenne Noegle; www.green-key.org)

Международная сертификационная программа «Зелёный ключ» была разработана французской
организацией FEE и датской организацией HORESTA. Критерии этой системы
экологической маркировки устанавливают требования к менеджменту, который должен
быть экологически дружественным и осуществляться без ущерба комфорту
постояльцев. Эти требования достаточно трудно достижимые. Сертификатом «Зелёный
ключ» награждаются только те гостиницы, отели, хостелы, развлекательные,
конференц­ и бизнес-центры, кемпинги, рестораны и другие туробъекты, которые
соответствуют всем 55 жёстким критериям, нацеленным на экономию воды и
электроэнергии, использование экологически дружественных моющих средств,
сортировку мусора для вторичного использования, информирование посетителей,
мотивирование персонала к более высокому уровню озабоченности экологическими
проблемами и т.д.

В январе 2007 г. в Амстердаме проходила последняя встреча участников
программы из 9 стран: Дании (сертифицировано 45 предприятий индустрии туризма и
гостеприимства), Эстонии (19), Франции (185), Гренландии (1), Литвы (3), Швеции
(11), Бельгии, Нидерландов и Латвии (по одному).

Лучшее в природе (Nature’s Best; www.ekoturism.org и www.naturesbest.nu)

Одним из последних интересных примеров экосертификации является новая
шведская система маркировки экотуризма «Лучшее в природе». Она была предложена
в Международный год экотуризма (2002 г.) Шведской ассоциацией экотуризма в
сотрудничестве со Шведским советом путешествий и туризма.

Существует шесть основных принципов, выполняя которые туроператор может быть
сертифицирован по программе «Лучшее в природе»:

  1. Внимание к ограничениям и
    возможностям дестинации. Уважение к ограничениям мест назначения,
    минимальное воздействия на природу и культуру. Должна учитываться
    экологическая и социальная пропускная способность каждого места
    назначения.
  2. Поддержка местной
    экономики. Экотуризм — это источник дохода местных бюджетов и населения от
    предоставления сервисных услуг. Каждое путешествие должно наилучшим
    возможным способом обеспечивать вклад в местную экономику через
    использование местного транспорта, сферы обслуживания и возможностей
    размещения, продуктов питания и изделий местных производств и ремёсел.
  3. Все действия компании
    экологически сбалансированы и приемлемы. Туроператоры экотуризма являются
    первопроходцами в использовании практических аспектов экологического
    менеджмента. Они должны поощрять использование экологически дружественных
    технологий и видов транспорта, осуществлять управление отходами и
    утилизацию мусора.
  4. Активное участие в
    сохранении местной природы и культуры. Организаторы экотуризма берут на себя
    ответственность за сохранение биоразнообразия, природных и культурных
    ценностей мест назначения.
  5. Содействие радости познания
    и уважению к природе. Экотуризм предполагает путешествия с глубоким
    познанием нового, а также уважительный подход во взаимоотношениях
    туристов, организаторов туризма и местного населения.
  6. Качество и безопасность
    экопутешествия. Экотуризм должен быть основан на высококачественных и
    безопасных туристских услугах и продуктах. Клиенты должны доверять
    маркировке, что сертифицированный экотурпродукт соответствует строгим
    стандартам от начала до конца.

Первоначально систему сертификации «Лучшее в природе» использовали только
шведские компании. Но теперь эта система стала известна за пределами Швеции, и
многие страны проявляют к ней интерес. В настоящее время Шведская ассоциация
экотуризма работает в партнёрстве с другими странами с целью адаптировать её
для общеевропейского уровня.

Парки сети охраняемых территорий (PAN-Parks; www.panparks.org)

Для особо охраняемых природных территорий наиболее интересен проект PAN
(Protected Areas Network) Parks — «Парки сети охраняемых территорий». В 1997 г.
Всемирный фонд охраны дикой природы и Нидерландская туристическая компания
«Молекатен Групп» начали работу над проектом «PAN-¬Parks». Идея проста и
интересна: соединение природоохранной деятельности и туризма в масштабах
Европы.

Проект «PAN-Parks» намерен превратить туризм из угрозы для охраняемых
территорий в благоприятную возможность путём:

  • построения партнёрских
    отношений с природоохранными организациями, турагентствами, бизнесом и др.
    действующими сторонами на локальном, региональном и международном уровне;
  • создания европейской сети
    охраняемых территорий дикой природы;
  • совершенствования охраны
    природы через развитие устойчивого туризма;
  • создания надёжной торговой
    марки, известной всем европейцам, которая гарантирует охрану природы.

«PAN-Parks» выдаёт сертификаты паркам, которые прошли проверку, проводимую
независимыми экспертами в соответствии с основными принципами, критериями и
индикаторами. Основные принципы программы:

  1. Ценность природы. Парки
    сети «PAN-Parks» — это огромные охраняемые территории, представляющие
    европейское природное наследие и являющиеся территориями международной
    важности для дикой природы и экосистем.
  2. Менеджмент мест обитания.
    Менеджмент парков нацелен на поддержание и, если необходимо,
    восстанавление экологических процессов и биологического разнообразия.
  3. Управление потоками
    посетителей гарантирует сохранность природных ценностей и получение
    посетителями высококачественного общения с природой.
  4. Стратегия развития
    устойчивого туризма. Администрации охраняемых территорий и партнёры
    нацеливаются на достижение синергии между охраной природы и устойчивым
    туризмом посредством разработки и совместного выполнения стратегии развития
    устойчивого туризма в данной ООПТ.
  5. Сотрудничество. В 2000 г.
    принципы и критерии программы «PAN-Parks» были опробованы на практике в 17
    европейских ООПТ из 14 стран. Эта оценка обеспечила участвующие ООПТ
    возможностью непосредственно сравнить качество их территорий с другими и
    стимулом к новым партнёрским отношениям на локальном и международном
    уровнях.

Немного ООПТ сертифицировано, но существует множество кандидатов. В сети
«PAN-Park» на сегодняшний день объединены национальные парки Польши, Болгарии,
Италии, Финляндии, Румынии, Швеции и России. Россия представлена в сети
карельским национальным парком «Паанаярви», он получил сертификат в октябре
2005 г. 1 февраля 2007 г. Боржоми-Харагульский национальный парк стал девятым
членом Международной сети «PAN-Parks».
Журнал «Волна» №45, 2007